ВЫСТАВКА ОДНОГО ШЕДЕВРА. ИСААК ИЛЬИЧ ЛЕВИТАН «ТИХАЯ ОБИТЕЛЬ», 1890
Государственная Третьяковская галерея, г. Москва
И. И. Левитан (1860 - 1900) сыграл выдающуюся роль в развитии русской пейзажной живописи. Он не только раскрыл в своих произведениях неисчерпаемые красоты русского пейзажа, но и вложил в них большое человеческое содержание. Художнику удалось внести в своё постижение русской природы оттенок чисто русского поэтически-религиозного проникновения.
ВЫСТАВКА ОДНОГО ШЕДЕВРА. ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ ГРАБАРЬ «ИНЕЙ», 1905 (Ярославский художественный музей)
ВЫСТАВКА ОДНОГО ШЕДЕВРА: Виктор Михайлович Васнецов «Три царевны подземного царства» (1884) (Киевский музей русского искусства)
Виктор Михайлович Васнецов – знаменитый русский художник, чьё творчество неразрывно связано с былинами, легендами и сказками русского народа. Картина «Три царевны подземного царства» также была создана по мотивам сказки «Подземные царства». Она и ещё две работы были написаны по заказу предпринимателя, богатого купца и известного в художественных кругах мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Будучи председателем правления строящейся Донецкой железной дороги, С. И. Мамонтов решил оформить картинами В. Васнецова кабинет правления. Всеволод Саввич, сын С. И. Мамонтова, вспоминал: «Картины мыслились сказочными иллюстрациями к пробуждению новой железной дорогой богатого Донецкого края: 1-я картина «Битва скифов со славянами» должна была изображать далёкое прошлое этого края, 2-я - «Ковёр-самолёт» - сказочный способ передвижения и 3-я – царевен золота, драгоценных камней и каменного угля, символ богатства недр пробуждённого края».
ВЫСТАВКА ОДНОГО ШЕДЕВРА. ВИНСЕНТ ВАН ГОГ «ОВЕРЕ ПОСЛЕ ДОЖДЯ» (1890)
(Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, г. Москва)
Винсент Ван Гог (1853-1890) – голландец по происхождению, но француз в душе. Он принадлежит Франции и является неотъемлемой частью её культуры.
Ван Гог прожил 37 лет. Только в 27 лет он решил стать художником. За десятилетний срок им было написано свыше 800 картин, и лишь одна из них нашла покупателя. Зато посмертная популярность работ художника достигла почти фантастических масштабов.
ВЫСТАВКА ОДНОГО ШЕДЕВРА. ФЕДОТ ВАСИЛЬЕВИЧ СЫЧКОВ «КАТАНИЕ С ГОР», 1937 (Мордовский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзя)
Творчество известного мордовского художника Ф. В. Сычкова (1870-1958) отличается редкой цельностью. Симпатии и сердце живописца раз и навсегда были отданы одной теме – жизни его родного села Кочелаева (ранее село относилось к Пензенской губернии, ныне в составе Ковылкинского района республики Мордовия). Здесь он прожил большую часть своей жизни, и своё предназначение в искусстве Ф. Сычков видел в том, чтобы раскрывать красоту и неповторимость деревенского бытия. И не случайно то, что главными героями его многочисленных работ были жители родного села, их жизнь в будни и праздники.
ВЫСТАВКА ОДНОГО ШЕДЕВРА В. Г. ПЕРОВ «ПОРТРЕТ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО», 1872 (Государственная Третьяковская галерея, г. Москва)
Василий Григорьевич Перов (1833-1882) – один из крупнейших художников второй половины XIX века. Начало 70-х годов его творчество было ознаменовано временем высших достижений в портретной живописи. Художник пришёл к портрету после многих лет работы в области жанровой живописи («Тройка», «Проводы покойника», «Чаепитие в Мытищах», «Приезд гувернантки в купеческий дом» и др.), отличавшейся правдивостью и реалистическим отображением жизни простых людей.
ВЫСТАВКА ОДНОГО ШЕДЕВРА: В. А. Тропинин «Кружевница»,1823 (Государственная Третьяковская галерея, г. Москва)
В. А. Тропинин (1776-1857) – один из замечательных русских живописцев первой половины XIX века. В историю отечественного искусства он вошёл в качестве выдающегося портретиста. На своих полотнах художник запечатлел представителей русского дворянства, купечества, чиновничества; создал галерею портретов своих замечательных современников, среди которых знаменитый портрет А. С. Пушкина.
Но особое место в его творчестве занимают образы людей из народа. И это неслучайно, так как сам он был крепостным и испытал на себе всю тяжесть подневольной жизни. Только в 1823 году, в 47 лет, В. А. Тропинин получил вольную и тут же предоставил Совету Петербургской Академии художеств несколько своих картин, среди которых была и «Кружевница».
ВЫСТАВКА ОДНОГО ШЕДЕВРА: ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН «ПОРТРЕТ П. М. ТРЕТЬЯКОВА», 1901 г. (Государственная Третьяковская галерея, г. Москва)
Никто из русских живописцев XIX века не пользовался при жизни такой славой, как И. Е. Репин. Среди целого ряда портретов художника один из самых замечательных – портрет Павла Михайловича Третьякова, основателя галереи живописи русских художников, ставшей впоследствии настоящей национальной сокровищницей.
ВЫСТАВКА ОДНОГО ШЕДЕВРА: БОРИС МИХАЙЛОВИЧ КУСТОДИЕВ «КУПЧИХА ЗА ЧАЕМ», 1918 г.
(Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург)
Весной 1919 г. в Зимнем дворце, переименованном во Дворец искусств, открылась «Первая государственная свободная выставка произведений искусства». В ней участвовали более 300 художников, представители всех направлений. Это первая крупная выставка в революционном Петрограде. Залы дворца были заполнены новым зрителем: фабричными рабочими, матросами, бойцами только что родившейся Красной Армии. В центре стены, предоставленной академику живописи Б. Кустодиеву – «Купчиха за чаем».
ВЫСТАВКА ОДНОГО ШЕДЕВРА. АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ КИСЕЛЁВ «ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ» (1878)
(Плёсский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник)
Сегодня, когда называют имена известных русских художников-пейзажистов, назовут прежде всего А. Саврасова, А. Куинджи, И. Шишкина, И. Левитана и мало кто вспомнит А. А. Киселёва (1838-1911), а ещё меньше назовут хотя бы одну его картину. А между тем он являлся активным участником Товарищества передвижных художественных выставок, был действительным членом Академии художеств, где возглавлял пейзажную мастерскую.