Продолжительность – 1-1.5 часа.
Вы можете выбрать любую заинтересовавшую вас тему из предложенного ниже списка. В этом случае день и время проведения «Гуманитарных бесед» - по согласованию.
Коллективные заявки принимаются в Центре чтения Национальной библиотеки и по телефонам: 45-29-19 (Центр чтения) и 8 917 716 05 28 (Нагибнева Ирина Николаевна).
Убедительно просим заявку оформлять заблаговременно, не менее чем за 2 дня до планируемого посещения.
Все программы разработала и проводит Заслуженный работник культуры РМЭ, главный библиотекарь Центра чтения И. Н. НАГИБНЕВА.
Литература, искусство (в том числе и прикладное), история, кинематограф – вот неполный перечень территорий, куда мы вместе с вами откроем доступ.
Вы удивитесь тому, как много знаете! А узнаете ещё больше!!!
Есть реальная возможность прикоснуться к неисчерпаемым «культурным богатствам, которые веками вырабатывало человечество». Вместе мы начнём попытки освоения этого культурного слоя небывалого масштаба.
Ум, как нам кажется, - понятие вполне гуманитарное.
Умный, начитанный собеседник, тонко чувствующий искусство и литературу, к тому же отлично знающий историческую подоплеку многих культурных событий, – это настоящий подарок судьбы.
Мы с вами можем запросто стать такими «подарками»!
Если посещать «ГУМАНИТАРНЫЕ БЕСЕДЫ» достаточно регулярно, то результаты не заставят себя ждать: значительно пополнится интеллектуальный багаж, обогатятся внутренний мир и речь, разовьётся вкус, выпестуется душа!
На «ГУМАНИТАРНЫХ БЕСЕДАХ» нам не будет скучно! Живое неформальное общение гарантировано!
А приятным и внушительным бонусом к популярным лекциям и гуманитарным беседам станет весь полуторамиллионный книжный фонд Национальной библиотеки, который мы будем счастливы предложить вашему вниманию!
Приведи себя в библиотеку!!!
Для начала и разгона «ГУМАНИТАРНЫЕ БЕСЕДЫ» предлагают вам следующие темы:
1. «ЭТОТ ИЗЫСКАННЫЙ И НЕПОСТИЖИМЫЙ МОДЕРН…» (культура «серебряного» века)
Программа повествует о модерне – самом изысканном, загадочном и элегантном в истории человечества художественном стиле, который господствовал в России (да и во всем остальном цивилизованном мире) в конце 19 – начале 20 веков.
Слайд-программа
- знакомит с эстетикой и философией русского модерна
- рассказывает об иконографии стиля и его популярности
- поднимает весь культурный пласт того времени: живопись и графика (Серов, Врубель, Бакст, Лансере, Борисов-Мусатов, Головин, Сомов, Бенуа и др.), архитектура (Шехтель, Хренов, Кекушев, Гиршович, Голецкий и др.), скульптура, прикладное искусство, ювелирное искусство, поэзия и проза (Блок, Северянин, Бальмонт, Набоков, Сологуб, Иванов, Волошин)
- и самое главное: дает зрителям возможность почувствовать утонченную, завораживающую, непостижимую атмосферу эпохи «серебряного века».
2. «ЦАРСКОЕ СЕЛО – ГОРОД МУЗ» (образ «пленительного города загадок» в литературе и живописи 18-20 веков)
Есть на свете города, окутанные своеобразной аурой, города, которые стали полноправными литературными героями классической русской литературы. Это Петербург, Москва, Киев, Одесса… Наряду с ними можно и нужно назвать Царское Село. Этот город, воспетый поэтами, всегда имел свое характерное «лицо».
Цель нашей слайд-программы:
- попытаться увидеть «ряд волшебных изменений» этого «лица»;
- показать, как менялось восприятие и изображение Царского Села на протяжении 18-20 веков в поэтических произведениях Ломоносова, Державина, Жуковского, Пушкина, Дельвига, Вяземского, Тютчева, Анненского, Ахматовой, Гумилева, Мандельштама, Северянина, Вс. Рождественского;
- обозначить все тематические грани многогранного литературного образа этого города.
Программа сопровождается живописными, графическими и фотографическими изображениями царскосельских парков, садов, дворцов, монументов, скульптурных шедевров.
3. «ОТЕЧЕСТВО НАМ – ЦАРСКОЕ СЕЛО…» (Царское Село в поэзии лицеистов)
Эта программа акцентирует внимание зрителей не только на творчестве поэтов, составивших первый, так называемый «пушкинский» лицейский выпуск, но также и на творчестве поэтов последующих выпусков.
Уже давно принято за аксиому, что тот, кто жил в Царском Селе, дышал благотворным воздухом его садов, просто не мог не писать стихов.
Храм науки – лицей, божественно прекрасные сады, монументы воинской славы, скульптурные шедевры и величественные дворцы екатерининского парка – все это неизменно рождало поэтическое вдохновение.
Стихи Пушкина, Дельвига, Кюхельбекера, Деларю, Салтыкова-Щедрина, Ахматовой, Гумилева, Голлербаха и других замечательных русских поэтов, выпускников Царскосельского лицея, убедительно показывают, что Царское Село является Отечеством не только для лицеистов пушкинского поколения, но и для всей позднейшей русской литературы.
4. «ГАРМОНИЯ КРАСОТЫ И РАЗУМА» (культура эпохи Ренессанса)
Слайд-программа рассказывает о мощной эпохе гуманизма и свободомыслия, красоты и разума. Высокое Возрождение – это время, когда делались великие научные открытия, когда настал невиданный расцвет литературы и искусства. Грандиозная эпоха нуждалась в титанах. И она таких титанов породила – титанов по силе мысли, по страстности темперамента, по многогранной одаренности… Три недостижимые вершины, три титана сформировались в ту эпоху в лоне флорентийской школы: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буаноротти и Рафаэль Санти.
5. «ЛЕОНАРДО. ГЕНИЙ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА»
Загадочный, легендарный Леонардо… Даже для своего титанического времени он был необыкновенным человеком, величайшим гением, многогранной индивидуальностью. Он намного опередил свой век, заглянул далеко вперед, предвосхитил многие открытия последующих веков. Его мощный ум постоянно жаждал познания, его мысль постоянно пульсировала, генерируя все новые и новые идеи. Ему было интересно все: архитектура, геология, математика, гидравлика, ботаника, астрономия, живопись, скульптура, анатомия, музыка, литература, философия…
Слайд-программа рассказывает о Леонардо да Винчи, в первую очередь, как о гениальном художнике, представляя практически все сохранившиеся до нашего времени живописные и графические работы Великого Мастера.
6. «ИМПЕРАТРИЦА ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ: ГРАНИ ОБРАЗА (образ русской императрицы в литературе и живописи)
Листая многочисленные альбомы по искусству, мы часто встречаем портреты русских императриц. Их лица таинственны и непроницаемы. Парадные портреты держат зрителя на расстоянии, не позволяя заглянуть в душу изображенного человека.
Но за глянцевыми портретами читаются удивительные романтические и драматические судьбы женщин, по воле рока оказавшихся на русском престоле.
О личности великой русской императрицы Екатерины Второй и о времени её правления мы знаем немало. Но для нашей слайд-программы выбран не совсем обычный ракурс. Мы расскажем не столько о личности царственной женщины, сколько о том, как она сознательно и весьма тщательно работала над созданием собственного образа (имиджа), и как этот образ отразился в произведениях литературы и искусства 18-19 веков.
В программе использованы живописные и графические портреты русской императрицы, документы эпохи, воспоминания современников, а также фрагменты литературных произведений Державина, Богдановича, Жуковского, Пушкина, Рылеева, Гоголя и др.
7. «СТРАНА ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА: ПРИНЦИПЫ КРАСОТЫ ПО-ЯПОНСКИ»
Все знают, как звучит хлопок двумя ладонями. А как звучит хлопок одной ладонью? Зрители поймут это, когда познакомятся с четырьмя основными принципами (мерами) красоты по-японски: саби, ваби, сибуй и югэн.
Также зрители научатся разбираться, какие «меры красоты» используются при создании Сада камней, при проведении ритуального чаепития, при написании изысканных японских трехстиший…
Попутно программа расскажет о классическом японском искусстве бонсай, оригами, икебане, о традиционном японском театре Но, Кабуки и Бунраку, об изысканной и неторопливой чайной церемонии, о национальных японских праздниках Хинамацури (праздник кукол), Такоагэ (праздник воздушных змеев), Юки Мацури (снежный фестиваль), Ханами (праздник любования цветами), Цукими (праздник любования луной)…
Программа проиллюстрирована работами средневековых японских художников.
8. «ВЕСЬ МИР – В ТРЕХ СТРОЧКАХ…» (классическая японская поэзия хайку)
Программа является логическим продолжением предыдущего слайд-фильма и погружает зрителя в утонченную атмосферу классической японской поэзии хокку.
Японские трехстишия – это, прежде всего, мастерство художника слова сказать многое в немногих словах, умение на очень маленьком поэтическом пространстве в три строчки создать целый мир. Миниатюрные японские стихи вмещают в себя всю природу страны, весь уклад ее жизни, все обычаи, праздники, верования...
Вот уж действительно – «весь мир – в трех строчках»!
Программа знакомит с творчеством гениальных средневековых поэтов, чьи имена известны сегодня всему миру: Мацуо Басе, Еса Бусон, Кобаяси Исса, Масаока Сики. Именно их глазами и глазами средневековых японских художников зрители увидят лепестки вишен, снега Фудзи, отблеск луны, полет стрекозы…
9. «РАСПИСНОЕ ГЛИНЯНОЕ ЧУДО» (русская народная керамическая игрушка: дымковская, каргопольская, филимоновская, абашевская, липецкая, орловская, воронежская, курская…)
Слайд-программа знакомит зрителя с русской глиняной игрушкой, изготовленной в различных районах страны. «Потешные» промыслы были разбросаны по многим деревням, селам и городам России. В каждом таком «очаге» складывалась своя школа, вырабатывался свой стиль. Вот почему так легко отличить игрушку абашевскую от филимоновской, а дымковскую – от каргопольской.
Помимо слайд-фильма мы предлагаем зрителям небольшую выставку народной керамической игрушки. Посетителям представится возможность подержать в руках нарядных дымковских барышень и индюков с ажурными хвостами, посвистеть в абашевские и филимоновские свистульки, подивиться каргопольским полканам, а также узнать секреты их лепки и росписи.
Удивительный, праздничный мир ждет вас!
10. «ОН ВЕСЬ – ДИТЯ ДОБРА И СВЕТА…» (большое литературное «плаванье под алыми парусами» Александра Грина)
Программа посвящена уникальному писателю. Уникальность Грина в том, что его творческое развитие шло, скажем так, «обратным ходом». Многие замечательные русские писатели того времени начинали как романтики (например, молодой Горький), а затем становились вполне себе трезвомыслящими реалистами. И только Александр Грин проделал обратный путь: начав с написания реалистических и даже натуралистических рассказов, он постепенно поднялся к вершинам романтизма, создав свою собственную фантастическую литературную страну Гринландию.
Программа рассказывает о трудном жизненном пути писателя, о двух женщинах, сыгравших судьбоносную роль в его жизни, о долгих и мучительных творческих поисках, о его замечательных произведениях.
В книге «Пейзаж, нарисованный чаем» Милорад Павич сказал: «Хорошую книгу, если от нее ждешь чуда, следует читать дважды: один раз в молодости, пока вы моложе героев книги, второй раз – когда вошли в возраст, и герои книги стали моложе вас…»
Многие шелестели гриновскими страницами еще в школьные годы. Видимо, пришло время перечитать его книги и сделать новые открытия.
11. «ХУДОЖНИКИ ДЕТСКОЙ КНИГИ» (Лебедев, Конашевич, Чарушин, Рачев, Васнецов, Сутеев, Чижиков, Маврина, Митурич, Каневский, Елисеев…)
В программе поднимается проблема детской книжной иллюстрации. Зрители станут участниками дискуссии о том, каковы цели, функции и критерии иллюстрирования детской книги.
Слайд-программа рассказывает о талантливых русских художниках, классиках детской книжной иллюстрации, чьи рисунки в книгах становятся спутниками нашей жизни с младенческих лет.
Зрители узнают о замечательных творческих дуэтах «писатель – художник», увидят, какие книжные шедевры рождаются в результате такого плодотворного сотрудничества.
Мы подробно расскажем о крупных творческих удачах: о книгах С. Маршака «Цирк» и «Сказка о глупом мышонке» (художник В. Лебедев), «Человек рассеянный с улицы Бассейной» и «Английские детские песенки» (художник В. Конашевич), а также о книгах К. Чуковского «Муха-Цокотуха» и «Айболит» (художник В. Конашевич) и о многом другом.
12. «ЭТО БЫЛО В РОССИИ, ЭТО БЫЛО В РАЮ…» (тема «утраченной» родины в поэзии В.Набокова)
В 1919 году на борту греческого судна «Надежда» семья Набоковых покидала Россию. Старшему из детей, будущему великому писателю Владимиру Набокову, было почти 20 лет. Оставляя родину, семья теряла все: положение на самой вершине иерархической лестницы великой империи, состояние, родовую усадьбу и даже коллекцию бабочек, с любовью собранную отцом и старшим сыном…
Но главное – они теряли Россию.
В какой бы стране потом ни жил Набоков, на каком бы языке ни писал свои книги, память о 20-ти годах, прожитых в России, не сотрется никогда. Образ «утраченной родины» будет переходить из романа в роман, из стихотворения в стихотворение.
В нашей программе мы анализируем лирику великого стилиста, пытаемся понять, что есть для него РОДИНА...
Программа проиллюстрирована фотографиями, запечатлевшими детство писателя, проведенное в «прелестном бабушкином Батове», в «Нашей Выре», в усадьбе Рождествено…
13. «ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА ГРИГОРИЯ ОСТЕРА»
Разговор о творчестве замечательного детского писателя Григория Остера – это хороший повод разобраться в детской психологии. А заодно попытаться выяснить весьма оригинальные философские и педагогические воззрения автора «Вредных советов» и других блистательных детских книг, которые с превеликим удовольствием читают не только дети, но и взрослые.
Вместе с Остером мы сделаем поразительные педагогические «открытия»: оказывается, «все взрослые произошли от детей». Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Или: «родители не обязаны быть все время серьезными, занимаясь воспитанием своих чад».
Слайд-фильм предлагает окунуться в веселый, парадоксальный, остроумный мир произведений Остера («Котенок по имени Гав», «38 попугаев», «Петька-микроб», «Сказка с подробностями») и сделать еще много других достойных открытий в области педагогики.
14. «ВЕЛИЧАЙШИЕ СКАЗОЧНИКИ МИРА» (развитие жанра литературной сказки)
Слайд-программа повествует о развитии жанра авторской сказки в мировой литературе. Мы задались целью показать, каким образом в каждой из стран мира зарождалось явление литературной сказки, с чьими именами было связано, в каком направлении развивалось.
В центре нашего внимания окажутся Шарль Перро и его «Сказки Матушки Гусыни», Жорж Санд и ее «Бабушкины сказки», «Детские и домашние сказки» братьев Гримм, фантастические сказки Гофмана, новаторские для своего времени сказки Вильгельма Гауфа…
15. «ПУТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОТ ДРЕВНОСТИ ДО СОВРЕМЕННОСТИ» Цикл слайд-программ:
1) Литература Веры, Пользы и Факта (древнерусская литература)
2) Век «строгий и игривый (русская литература 18 века)
3) Великая русская литература 19 века
Программа показывает особенности русской литературы на каждом из этапов ее развития, сравнивает пути становления отечественной литературы с развитием литературы на западе.
Рассказывая о древнем этапе русской литературы, мы акцентируем внимание на таких ее особенностях, как религиозность, полезность, анонимность, документальность, отсутствие развлекательных моментов.
Очень интересные процессы происходили в литературе 18 века. Мы подробно рассказываем о литературной борьбе за высочайшее звание «отца-основателя русской словесности», в которой изначально участвовали три русских литератора, и которая, как нам хорошо известно, закончилась полной и окончательной победой Ломоносова.
Рассказывая о процессах, происходящих в русской литературе 19 века, мы объясняем, почему, каким образом и какими усилиями русская поэзия вытребовала себе право «давать уроки царям», а русская проза, выбрав в первой трети 19 века особый, отличный от западной прозы путь, развилась в результате в классический русский роман, получивший мировую славу.
16. «ПОЭТ В РОССИИ – БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЭТ…» (трагические судьбы русских поэтов)
Русской поэзии, впрочем, как и всей русской литературе в целом, изначально была уготована совершенно иная судьба, нежели литературе западной. Практически с первых же шагов своего существования отечественная литература вступила с государственной властью в борьбу за право определять характер задач, стоящих перед державой, и предлагать пути их решения. «Давать уроки царям» - в этом сверхвысокий социальный и культурный статус русской литературы.
С тех пор так и повелось, что в России поэзия «больше, чем поэзия», а поэт – «больше, чем поэт». И жизнь его, по определению, не может быть тихой, благополучной, лишенной страданий и мучительных раздумий о судьбах родины.
О трагических судьбах русских поэтов 18-20 веков рассказывается в слайд-программе.
17. «КНИГИ ВОЕННЫХ ЛЕТ» (уникальная книжная коллекция из фондов Национальной библиотеки)
Национальная библиотека им. Чавайна располагает уникальными книжными коллекциями. Среди них – коллекция книг 1941-1945 гг. выпуска. Собрание изданий военных лет достаточно велико и позволяет получить полное представление о том, как и над чем работали в тяжелые годы войны книжные издательства, какие темы разрабатывались наиболее активно, как выглядели книги военных лет…
Зрители познакомятся с книгами-лозунгами, выполненными в плакатном стиле; с книгами-инструкциями; с фронтовыми дневниками солдат и офицеров; c репертуарными сборниками для фронтовых концертных бригад…
Эти книги помогали выживать в труднейших условиях, поднимали боевой дух солдат и тружеников тыла, то есть делали все, чтобы приблизить долгожданную победу!
18. «ФАРФОР ХРУПКИЙ И СВЕТОНОСНЫЙ…» (история европейского и русского фарфора)
Программа повествует о том, как Европе, а затем и в России, был изобретен фарфор – этот хрупкий, звонкий и светоносный материал, тайна изготовления которого много веков была «большим китайским секретом».
Мы расскажем о грациозной, динамичной и красочной фарфоровой пластике мейсенской мануфактуры; о роскошных, украшенных лепными цветами, плодами птицами и бабочками вазах Кендлера; о «бисквитном фарфоре» французского Севра; об английском «костяном фарфоре»; о тончайшем «фаянсе цвета сливок» знаменитого Веджвуда; об изящных фарфоровых табакерках Дмитрия Виноградова…
19. «ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ: КАК ЭТО БЫЛО»
Программа знакомит зрителей с различными версиями о происхождении Олимпийских игр, основанных на красивых легендах, дошедших до нас из глубины веков. Согласно этим легендам, соучредителями Олимпийского движения являются Пелоп, Геракл и сам верховный бог Олимпа – Зевс.
Любопытно, что первоначально Олимпийские игры состояли всего лишь из одного забега на короткую дистанцию в 1 стадий (около 200-т метров). Однако постепенно древние греки изобрели целый «арсенал» различных видов спорта, сделав их олимпийскими.
Как греческие атлеты готовились к Олимпийским играм, по каким правилам проводились соревнования, как чествовали олимпийских героев – обо всем этом рассказывается в слайд-фильме.
20. «ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ СОВРЕМЕННОСТИ: ОТ КУБЕРТЕНА ДО НАШИХ ДНЕЙ»
Программа является логичным продолжением предыдущей и повествует о многочисленных попытках возродить Олимпийские игры, канувшие в Лету вместе со всей эллинской культурой. Как известно, сделать это удалось молодому, энергичному французу барону Пьеру де Кубертену. Он и его единомышленники проделали титаническую работу, чтобы Первые Олимпийские игры современности состоялись. И состоялись именно в Греции, в Афинах.
Из слайд-программы, которая проиллюстрирована фотодокументами конца 19- начала 21 веков, вы узнаете:
- какие виды спорта входили в программу Первых возрожденных Олимпийских игр
- кто стал первым олимпийским чемпионом современности
- какими были олимпийские рекорды конца 19 века
- по каким правилам проводился первый в мире марафонский забег
- о первом олимпийском скандале и первой дисквалификации
- какую роль в развитии Олимпийского движения сыграла фашистская Германия
- когда состоялся олимпийский дебют нашей страны…
21. «ПУТЕШЕСТВУЕМ ПО РОССИИ: ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО»
Один из самых популярных туристических маршрутов в нашей стране – это путешествие по старинным русским городам Золотого кольца. Маршрут этот весьма извилистый, назвать его «кольцом» можно только условно. Но то, что он «золотой» - несомненно, ибо он сказочно богат памятниками истории и культуры.
Об архитектурных шедеврах Сергиева Посада, Переславля-Залесского, Ростова Великого, Углича, Ярославля, Костромы, Суздаля и Владимира, а также о связанных с ними легендах рассказывает слайд-программа.
Зрители узнают:
- почему на гербе Переславля-Залесского изображены «царские селедки»
- почему крестный ход в Переславле совершается на плотах и лодках
- почему ростовчане любят былины про Алешу Поповича
- как изготавливается ростовская финифть
- почему колокол Углича был бит кнутами и сослан в Сибирь
- почему Ипатьевский монастырь стал фамильной святыней дома Романовых
- кто из русских князей перенес столицу Древней Руси из Киева во Владимир...
22. «ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ ДАМЫ С КАМЕЛИЯМИ» (знаменитый роман Александра Дюма-сына и его дальнейшая жизнь в театре и кино)
Программа повествует о трагичной судьбе героини романа Дюма-сына Маргариты Готье, знаменитой «дамы с камелиями»; о ее прототипе куртизанке Мари Дюплесси; о невероятной романтической истории, которая произошла с самим Дюма-сыном и стала основой литературного произведения.
Образ Маргариты Готье на сцене и на экране воплощали великие актрисы Сара Бернар и Элеонора Дузе, божественная Грета Гарбо, очаровательная Алла Назимова, хрупкая и интеллектуальная Изабель Юппер. Одних только немых кинематографических версий этой романтической драмы было создано более десятка, не говоря уже о звуковом кино и театральных постановках.
«Дама с камелиями» вдохновила Джузеппе Верди на создание оперы «Травиата».
Не оставим мы без внимания и легендарный балет «Маргарита и Арман», в котором главную партию станцевал Рудольф Нуреев.
23. «ВЫПОЛНЕННЫЙ ДОЛГ И ОБРЕТЁННОЕ СЧАСТЬЕ ДЖЕН ЭЙР» (Шарлотта Бронте и её знаменитый роман)
Шарлотта Бронте, маленькая женщина (её рост всего 145 см) с огромной душой, подарила миру четыре блестящих романа, среди которых и любимый во всем мире роман «Джен Эйр». Хрупкая, но сильная духом, обладающая независимым характером главная героиня Джен Эйр и мужественный, загадочный, ироничный главный герой мистер Рочестер. Их романтическая история любви, написанная в готическом стиле, разворачивается в викторианской Англии. Как и положено героям эпохи королевы Виктории, они с честью выполняют свой долг и обретают заслуженное счастье.
24. «БАРЫШНЯ ВИКТОРИАНСКОЙ ЭПОХИ И ОПЫТНАЯ АВАНТЮРИСТКА» (Оскар Уайльд и его комедия «Веер леди Уиндермир»)
Программа познакомит с одним из самых парадоксальных писателей мира, который «умел выглядеть как денди, мыслить как философ, говорить как самый остроумный человек на свете». Его комедия из жизни высшего общества – это лёгкая изящная история, в которой нашлось место и грусти, и радости. В ней много юмора, философских парадоксов, иронии и сарказма. А вот какую роль во всей этой истории сыграл веер из роскошного аласонского кружева, вы узнаете, посмотрев спектакль или прочитав пьесу Уайльда, или посетив «ГУМАНИТАРНЫЕ БЕСЕДЫ». В идеале – хорошо бы отработать все три позиции!
25. «НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ: 120 лет с момента первого вручения»
Самой известной и престижной в мире премии могло и не быть, если бы не досадная ошибка, допущенная журналистами в 1888 году…
Мы расскажем вам:
- с кем газетчики перепутали Альфреда Нобеля
- кем считать Нобеля: «торговцем смертью» или крупным ученым, благородным меценатом и честным человеком?
- какая сумма выплачивается лауреатам в виде Нобелевской премии
- как выглядят Нобелевские медали
- почему в списке Нобелевских дисциплин нет математики
- как происходит торжественная церемония награждения лауреатов
- раскроем тайны проведения Нобелевского банкета и Нобелевского бала
26. «НОБЕЛЕВСКАЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ: история вручений»
Программа является логичным продолжением предыдущей. Мы расскажем вам о некоторых писателях из большого списка авторов, удостоенных высокой награды. Также вы узнаете:
- как происходит выбор лауреата Нобелевской премии по литературе
- сколько авторов за 120 лет существования премии её получили
- почему Лев Толстой так и не стал нобелиатом
- как выглядит золотая Нобелевская медаль по литературе и многое другое.
27. «ИНТЕРЕСНОЕ И ПОУЧИТЕЛЬНОЕ ИЗ ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ»
1) Борьба человечества с чумой.
2) Борьба человечества с сыпным тифом.
Сегодня, во время разбушевавшейся пандемии, весьма актуальны темы, связанные с изучением вопроса об эпидемиях, преследовавших человечество на протяжении тысячелетий. Один из современных учебников эпидемиологии начинается такой фразой: «Возбудитель чумы переносится блохами. Если бы эта простая истина была известна в 12 веке, то история Европы и всего цивилизованного мира была бы совершенно иной…»
Слайд-программа излагает историю вопроса, совершая экскурс в глубь веков, показывает пути, по которым следовала научная мысль, повествует об истории обнаружения заразного агента, о создании вакцин, спасших человечество, и, конечно же, об авторах этих вакцин – величайших ученых-эпидемиологах.
28. «БОГИ И ГЕРОИ ДРЕВНЕЙ ЭЛЛАДЫ»
Несомненно, многие в детстве зачитывались древнегреческими мифами. Программа предлагает
- освежить в памяти сюжеты античной мифологии
- научиться различать греческих и римских богов и героев
- познакомиться с тем, как оживали их образы на полотнах великих художников.
Помимо того, что это интересно само по себе, знания античной мифологии ещё и помогут нам лучше понимать поэзию «золотого» и «серебряного» веков, так как поэты, отлично знающие античные мифы, часто использовали мифологические сюжеты, мотивы, образы, символы, имена древнегреческих и древнеримских героев и божеств в своём творчестве.
- 6666 просмотров