(Государственная Третьяковская галерея, г. Москва)
И. С. Остроухов (1858 - 1929) мечтал о профессии музыканта, но под впечатлением от картин, увиденных на передвижных выставках, решил посвятить себя занятиям живописью. Он не получил систематического художественного образования, это был почти самоучка, обязанный своим духовным ростом исключительно внутренней одарённости и советам выдающихся художников и педагогов. В 1881 году по воскресеньям он работает под наблюдением знаменитого художника Ильи Репина, в 1882 году берёт двенадцать уроков у известного педагога Павла Чистякова, в зимние месяцы посещает рисовальные вечера в доме художника Василия Поленова. В перерывах между занятиями И. Остроухов интенсивно работает с натуры, странствуя с этюдником по Подмосковью.
Первые самостоятельные работы Остроухова относятся к 1883-1884 годам и носят чисто этюдный характер. Но в них уже проявляется реалистическое восприятие натуры, ощущение жизни природы, стремление почувствовать и передать различные её состояния. Начиная со второй половины 1880-х годов, художник постепенно переносит центр тяжести своей творческой работы с холстов этюдного характера на пейзажи-картины. В этом плане этапным для него произведением стало полотно «Золотая осень». Этот пейзаж Остроухов задумал ещё в 1885 году, бывая в подмосковном имении Абрамцево, владельцем которого являлся известный купец, предприниматель и меценат Савва Иванович Мамонтов, страстно любивший искусство. Здесь организовался знаменитый художественный кружок, где И. Остроухов познакомился с В. Васнецовым, И. Репиным, И. Левитаном, В. Серовым, М. Врубелем и другими художниками. Прекрасно образованный, владевший тремя иностранными языками, увлекавшийся оперой, театром и хорошо игравший на рояле, вечерами в Абрамцеве, в минуты отдыха, Остроухов был незаменим. А днём он мог наблюдать за работой художников, проникаясь проблемами их творчества, удачами и неудачами, и именно атмосфера Абрамцева укрепила возникшее у Остроухова решение стать живописцем.
Первым свидетельством значительных успехов молодого пейзажиста было приобретение Павлом Михайловичем Третьяковым прямо с XV Передвижной выставки в 1887 году картины «Золотая осень». Это было началом общественного признания успехов Остроухова, ибо попасть в галерею Третьякова значило в те годы больше, чем получить любую официальную награду.
Зрители увидели в работе И. Остроухова настоящий образ осеннего леса. Это действительно «золотая осень», «очей очарованье», когда кроны стоящих среди ещё зелёной травы деревьев горят всеми оттенками жёлто-оранжевых тонов, а сквозь редеющую листву прозрачно голубеет светлое небо. Центральную часть картины представляют два клёна с пышной кроной опадающих, чётко прорисованных резных листьев, застилающих землю сверкающим ковром. Художник углубил пространство, введя в пейзаж тропинку, теряющуюся в лесу. По ней вышагивают две сороки, склёвывающие упавшие на дорожку семена, выискивая заползших под траву и сучки жучков. Причудливые изгибы чёрных стволов в левой части картины создают своеобразные кулисы, которые замыкают пространство картины. Рисунок каждой ветки, каждого листа тщательно проработан. Но главное, чем покоряет картина, - это тонкая гармония красок.
«Золотую осень» Ильи Остроухова называют одой природной красоте, которая в сентябре так неповторима и прекрасна.
Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.
- 335 просмотров