ВЫСТАВКА ОДНОГО ШЕДЕВРА. В. Д. Поленов «Московский дворик»

31.05.2025 | 55 просмотра(ов)

В русском искусстве второй половины XIX века немало художников, масштаб личности и творчества которых определяется уже по одному произведению. Достаточно вспомнить «Боярыню Морозову» В. Сурикова, «Богатырей» В. Васнецова, «Бурлаков на Волге» И. Репина. В творчестве Василия Дмитриевича Поленова, принадлежащего к этой блестящей плеяде мастеров, таким произведением является «Московский дворик» (1878 г., Государственная Третьяковская галерея). Искусствоведы Т. Юрова и В. Манин отмечали, что это полотно вошло в число «жемчужин русской школы живописи» и «одной такой картины достаточно, чтобы войти в историю».

Картина принадлежит к пейзажно-бытовому жанру. На ней изображён двор дома в Москве, расположенного на пересечении Дурновского и Трубниковского переулков, во флигеле которого Поленов вместе со своим другом Р. Левицким снимал квартиру в 1877-1878 годах. За двориком и прилегающими к нему строениями находится храм Спаса Преображения на Песках. В. Поленов вспоминал: «Я ходил искать квартиру. Увидал на двери записку, зашёл посмотреть и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его». Художник имел в виду первоначальный этюд «Московского дворика». Но, стремясь наиболее точно выразить своё впечатление от Москвы, он переработал этот вариант. Поленов увеличил формат полотна по горизонтали. Теперь в поле зрения справа попала ещё одна церковь с колокольней (Николы в Плотниках) и стоящий перед ней белый особняк. Церковь ближнего плана, церковь Спаса Преображения, легко и торжественно возносящуюся в небо, художник выдвинул из-за наполовину скрывавшего его дома к центру. А сам дом разместил так, что стали видны его портик с колоннами, а над окнами украшения в виде замковых камней.

Дворик оживает, появляются его обитатели: торопливо идёт женщина с ведром, играют ребятишки в зелени травы, деловито роются в земле у сарая куры, вот-вот тронется в путь запряжённая в телегу лошадь.  Одна девочка внимательно разглядывает какое-то растение, а сидящая на земле маленькая девчушка горько плачет, но никто на неё не обращает внимания. Эта будничная суета не нарушает безмятежной ясности и тишины, разлитых во всём пейзаже.  Неторопливо протекает здесь повседневная жизнь с её радостями и заботами. И эта жизнь так органично связана с окружающим пейзажем, что невольно возникает ощущение цельности и гармоничности существующего мира.

 Неяркие спокойные светлые краски картины, тонко согласованные друг с другом, хорошо передают гармонию тихого солнечного дня в начале лета. Легко скользят по небу облака, всё выше поднимается солнце, нагревая своим теплом землю, зажигая золотым блеском купола, укорачивая густые тени.

Этой картиной  В. Поленов дебютировал на выставке передвижников, членом объединения которых он станет в этом же, 1878 году. Картина имела оглушительный успех. «Московский дворик» говорил зрителю о чём-то  близком и родном, что с детства живёт в сознании каждого человека. Не случайно критики  назвали художника «мастером интимного пейзажа», где слово «интимный» предстаёт в своём истинном значении, т.е. «глубоко личный, задушевный, сокровенный».

 

Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.

 

Русский