ВЫСТАВКА ОДНОГО ШЕДЕВРА. Игорь Эммануилович Грабарь «Хризантемы»

02.11.2024 | 93 просмотра(ов)

И. Э.  Грабарь (1871 - 1960)  - одно из известных имён в отечественной культуре ХХ века. Он вошёл в историю русского дореволюционного и советского искусства как замечательный живописец, реставратор, архитектор, крупный музейный деятель, педагог.

В ранний период творчества Грабарь в основном писал работы в жанре пейзажа и натюрморта. В этом ему благоприятствовал тот факт, что долгое время он жил в подмосковном имении Дугино, принадлежавшем семье художника Николая Мещерина. Мещерины, владельцы Даниловской мануфактуры, были людьми богатыми и хлебосольными. В Дугине художник работал в прекрасной мастерской, ему отдали в полное распоряжение сани с возницей для поездок на этюды. Там в 1904 году он создаёт ряд замечательных зимних пейзажей, среди которых один из самых известных - «Февральская лазурь». С той поры зима, снег, иней стали любимыми образами в работах И.Грабаря. С окончанием зимы пейзаж терял для него свою привлекательность, и тогда художник начинал писать натюрморты.  Большинство из них – цветочные. Это связано с тем, что в доме Мещериных в Дугине цветы были круглый год: либо полевые, либо оранжерейные. Среди цветочных натюрмортов особенно выделяется картина «Хризантемы» (Государственная Третьяковская галерея (г. Москва)), которую Игорь Грабарь создаёт после продолжительного путешествия по Европе – в 1905 году. Видимо, поэтому она выполнена в стиле импрессионизма, к тому времени мало известного в России.

Картины импрессионистов интересны тем, что на них нет чётко выписанных очертаний предметов. Они проступают в воображении зрителя, находящегося на определённом расстоянии. В «Хризантемах» наблюдается именно такой эффект.

В центре накрытого стола – большие букеты пушистых жёлтых цветов. Свет, которым наполнен каждый уголок интерьера, лишает предметы чёткости форм и контуров. Он превращает фарфор и хрусталь на столе в сгустки голубых, зелёных, бирюзовых и лимонно-жёлтых бликов. Впечатляет гранёный стакан на первом плане, от которого, кажется, остались одни грани. Отмечается мастерское изображение прозрачного стекла, но только если смотришь на картину издали (метров с 3-х). По мере приближения стакан постепенно исчезает и практически растворяется в воздухе. «Это импрессионизм чистой воды», - отмечал сам автор.

Мастер сумел сделать так, что и лепестки цветов приобретают синие, жёлтые, зелёные оттенки. Это позволяет передать свежесть хризантем и создаёт впечатление, что от них веет осенним горьковатым ароматом. Краски, наложенные нарочитыми мазками, создают ощущение объёмности. Благодаря этому художественному приёму, на холсте рельефно проступают не только шапки срезанных хризантем, но и мягкость белоснежной скатерти, небрежно брошенное полотенце. Дробные мазки словно делают пространство дрожащим, мерцающим, вибрирующим.

Целый месяц ушёл на написание этого произведения. Раньше так долго художник не трудился над натюрмортами. Коллекционер В. Гиршман купил  картину. И как ни уговаривали его члены Попечительского совета Третьяковской галереи уступить её музею, владелец был непреклонен. Лишь после революции «Хризантемы» стали достоянием национального собрания.

 

Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.

 

Русский