К. Ф. Юон (1875 - 1958) вошёл в отечественное искусство как живописец, график, театральный художник, критик и педагог. Великолепно чувствуя окружающую природу, улавливая тайны её движения и превращений, он являлся одним из крупнейших мастеров русской пейзажной живописи. Как отмечал народный художник СССР С. В. Герасимов, «его картины-песни – это чудесное разноцветье красок, солнце и свет, в них – радость жизни и любование её вечно юной силой и красотой».
Знаменитых предшественников и современников К. Юона – А. Саврасова, Ф. Васильева, И. Шишкина, И. Левитана – как правило, в природе России привлекала тихая задумчивость и поэтичность, прелесть сдержанных и приглушённых красок. В полотнах К. Юона Россия сверкает искрящейся пеленой снегов и синим воздухом, сиянием яркого солнца, куполами соборов, вознёсшихся над широкой панорамой городов и полей. Внук художника Олег Игоревич Юон вспоминал: «Большая любовь к природе, именно русской, заставляла деда постоянно путешествовать в поисках прекрасного. Окончательно убедившись, что дороже всего ему красота средней полосы России, он покупает клочок земли у помещицы Фирсановой в д. Лигачёво, на родине своей жены Клавдии Алексеевны, рядом с домом её родителей. Здесь он построит дом-мастерскую и будет жить там зимой и летом».
Именно в окрестностях подмосковного Лигачёво, в 1947 году, будет написано одно из наиболее значительных полотен К. Ф. Юона, зимний пейзаж «Русская зима» (Государственная Третьяковская галерея). Его созданию предшествовала кропотливая подготовительная работа, но натурные этюды и наброски служили лишь исходным материалом. «Русская зима» писалась, в сущности, «от души», как говорил живописец. В ней передано национальное представление о «матушке-зиме», густым покровом пушистого снега одевшей землю, сказочным убором инея украсившей ветви могучих деревьев, морозной дымкой окутавшей все предметы. Это настоящая поэзия русского леса, очарование нарядных берёзок, красота маленьких ёлочек, прижавшихся друг к другу. Художнический восторг передан и в притихших под снегом деревенских избах, и в группах ребят, катающихся с горки и гуляющих со своим псом. Кто-то уже запрягает сани, чтобы отправиться в лес за дровами, а кто-то скачет верхом по нетронутому снежному полотну.
В этой картине мастер передал всё великолепие русской зимы в образе первозданной природы, радостное приятие жизни, пышность красок мира и его нарядную красоту.
Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.
- 94 просмотра