ВЫСТАВКА ОДНОГО ШЕДЕВРА. Константин Маковский «Дети, бегущие от грозы», 1872 (Государственная Третьяковская галерея, г. Москва)

02.07.2024 | 209 просмотра(ов)

2 июля 2024 года исполняется 185 лет со дня рождения одного из самых известных художников  второй половины XIX века Константина Егоровича Маковского (1839 – 1915). Больше всего он прославился своими портретами и был одним из самых модных и дорогих портретистов России того времени. Современники называли К. Маковского «блестящий Костя», а император Александр II -  «мой живописец». Также хорошо ему удавались и исторические полотна, и бытовые сцены, и натюрморты. В 1870 году К. Маковский стал одним из основателей Товарищества передвижных художественных выставок. Ключевым постулатом художников-передвижников было «стремление к реальному и повседневному». Именно в период передвижничества и было создано художником одно из самых известных жанровых произведений – «Дети, бегущие от грозы».

Как и многие живописцы, К. Маковский ездил по российским глубинкам, чтобы сделать зарисовки и найти новые сюжеты. По воспоминаниям художника, идея картины возникла во время поездки по Тамбовской губернии. Однажды, работая над эскизами, Константина Егоровича окружили крестьянские дети. Беседуя с ними, он обратил внимание на бойкую любознательную деревенскую девочку и предложил её нарисовать. Она согласилась, но на следующий день, в назначенное время не пришла. От других детей К. Маковский узнал, что девочка, спасаясь с братом во время грозы, проходя по мостику, соскользнула в холодный ручей, после чего заболела. Этот случай и лёг в основу сюжета очень понятного и волнующего полотна «Дети, бегущие от грозы».

Летний день. С большим мастерством художник изобразил лес вдалеке, поле созревшей ржи, цветущие травы и кувшинки в ручье. Перед зрителем представлен короткий момент, предшествующий грозе.

На переднем плане картины изображены дети – сестра и младший брат, которых гроза застала, по-видимому, в лесу  во время сбора грибов. Девочка, посадив брата на плечи, пытается как можно быстрее добежать до дома. Её взволнованному настроению вторит прогибающийся под ногами шаткий мостик. А мальчик, испуганный грохочущим громом, испуганно уткнулся в сестру, крепко обхватив её пухлыми ручками.

Тревожное ощущение ожидания грозы как-будто объединило настроение природы и детей. Небо затянуто тёмно-лиловыми тучами, сквозь которые от солнечных бликов прорываются голубые просветы. Порывы ветра клонят высокую траву, растрёпывают выбившиеся из-под косынки волосы девочки и, кажется, подталкивают детей. Художник очень правдиво изобразил предгрозовое состояние природы и эмоциональное состояние детей. И зритель, сопереживая героям картины, кажется, сам готов пуститься бегом, чтобы обогнать надвигающуюся грозу.

Картину Константин Маковский заканчивал в Санкт-Петербурге. И хотя писал по памяти, произведение получилось живым и трогательным, с оттенком сентиментальной грусти и заняло достойное место в истории русской живописи.

 

Информация подготовлена и. Н. Овчинниковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.

 

Русский