26 апреля – День национального героя

26.04.2021 | 2078 просмотра(ов)

В истории каждого народа есть вехи и периоды, которые живут в памяти поколений на протяжении многих столетий. Отзвуки событий прошедших лет, как свет от далеких звёзд, доходят до наших дней. Длившаяся практически весь XVI век борьба марийского народа за родную землю, возможность жить по своим законам и обычаям изумляла современников, а позднее историков.

Уже в середине XIII столетия сложился союз мари. Это было государственное образование с заметными общественными и религиозными структурами. Марийские князья (лужавуй) создавали сильные военные объединения, противостоящие монголо-татарскому нашествию. Из тех далёких лет дошли до нас легенды о подвигах марийских патыров Йыланды, Атурая, Яктевуя. Народное движение против захватчиков было яростным, но и потери среди мари оказались велики.

XVI век принёс тяжёлые испытания народу, так и не сумевшему до конца сформировать крепкое централизованное государство. Насильственный захват марийских земель, принудительная христианизация, учинённые русским царём, всколыхнули гордое племя Онара. Под знамёна Мамич-Бердея, Болдуша, Зейзета, Ахмета, Сарая, Токтауша поднялись десятки тысяч марийских ратников – молодых, смелых и сильных воинов. Действия защитников вначале были хорошо организованны, и им сопутствовал успех. Но неслыханная жестокость царской дружины в расправе над мирными жителями – детьми, женщинами, стариками, пленными, – повергла в ужас марийское племя. В ходе долгой тридцатилетней войны против колонизации возникли распри между марийскими князьями. Русский царь сумел подкупом и обманом фактически расколоть национальные силы.

Мученическую смерть приняли почти все марийские военные предводители, тысячи молодых воинов были угнаны в плен или взяты в качестве заложников. В 1556 году, 26 апреля, защищая последнюю резиденцию марийских князей на месте современного Малмыжа, был убит Болдуш. Его соплеменники похоронили своего предводителя на высокой горе. С тех пор это возвышение называют в народе Болдушиной горой. В деревне Болдушино живы потомки марийского князя и в память о нём носят фамилию, производную от его имени.

Легенду о героической борьбе и смерти Болдуша – историческую песню о последней битве князя – сохранили для потомков марийские карты. Правду о нём рассказали народу первые марийские просветители.

Выдающийся марийский просветитель, профессор Павел Петрович Глезденёв на первом съезде мари в Бирске в 1917 году предложил ежегодно 26 апреля отмечать общемарийский праздник – День национального героя. Но после репрессий 1937-1938 годов имена марийских князей нельзя было даже упоминать. Правда об истории мари, выдающихся страницах прошлого народа была подменена идеологизированными очерками учёных. Лишь сейчас мы можем наконец, не таясь, отдать дань памяти наших выдающихся предков.

У каждого народа есть национальные герои, почитание которых укрепляет историческую память. У русских – это Дмитрий Донской и Сергей Радонежский, у эстонцев – Лембиту, у венгров – Янош Кошут, у мордвы – Бургас. У марийцев символами национальной гордости останутся имена Йыланды, Мамич-Бердея, Болдуша.

После войны первый раз в 1990 году по призыву движения «Марий ушем» марийская общественность отметила 26 апреля День национального героя. Тогда и было заявлено, что без сохранения исторической памяти не может быть национального возрождения.

 

Литература:

  • Яналов В. День национального героя / В. Яналов // История и культура марийского народа: хрестоматия для учащихся VIII-IX классов / [сост. : А. А. Андреянов и др.] – Йошкар-Ола, 1996. – С. 176-177.

 

Дополнительно о празднике Марий талешке кече читайте в материалах, опубликованных на сайте библиотеки:

 

Русский