100 ЛЕТ МАРИЙ ЭЛ. Герой России из Красногорска.

25.03.2020 | 2425 просмотра(ов)

Художественный фильм Андрея Кавуна «Кандагар» основан на реальных событиях августа 1995 года, которые всколыхнули весь мир. Российский самолет ИЛ-76 перевозил боеприпасы (патроны калибра 7,62 мм) по маршруту Тирана (Албания) – Шарджа (ОАЭ) – Кабул, но был принудительно посажен в Кандагаре, на территории, контролируемой талибами. Год и 13 дней экипаж ИЛ-76 провел в плену и только 16 августа 1996 года российские летчики смогли угнать свой же собственный самолет прямо из-под носа талибов. За мужество и героизм командир экипажа, наш земляк Владимир Ильич Шарпатов получил звание Героя Российской Федерации. Он стал прототипом главного героя фильма «Кандагар», которого сыграл Александр Балуев. 

Любовь к небу у будущего летчика зародилась на родной марийской земле, в уютном поселке Красногрский Звениговского района, где он родился 21 марта 1940 года. Здесь он вырос и окончил среднюю школу. Его отец Илья Шарпатов прошел всю войну и по возвращении с фронта работал шофёром. Мать работала кассиром на железнодорожной станции. В семье было четверо детей, Володя из них – старший. Во время войны в поселок Красногорский привезли какого-то важного раненого на самолете ПО-2. Весь поселок сбежался смотреть. Но летчик всех отгонял, а Володе (ему было 3 года) разрешил потрогать за руль хвостового оперения, потом посадил в кабину, дал подержать за ручку управления:«Летчиком будешь?». По-настоящему он заболел небом в 5 классе после того, как прочитал книги «Служу Родине» И. Н. Кожедуба и «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. После школы Володя Шарпатов поступал в Сасовское лётное училище, но не прошел. Целый год он работал столяром, шофером. В 1959 году Володя поступил на очное отделение Казанского авиационного института (КАИ). Занимался в аэроклубе, стал планеристом. После окончания третьего курса института поступил в Краснокутское лётное училище гражданской авиации Саратовской области. В 1965 году окончил училище и по распределению был направлен в Тюмень, где работал много лет, в том числе и на международных маршрутах. В 1971 году поступил в Ленинградскую Ордена Ленина Академию гражданской авиации. В 1976 году закончил по специальности инженер-пилот. Отслужил в авиации 42 года, налетал 16500 часов, преодолел около миллиона километров в вышине, 24 раза обогнув земной шар по Экватору. Изучил английский язык, побывал в 64 странах, освоил многие марки гражданских самолетов.

3 августа 1995 года российский экипаж борта 76842, принадлежащий казанской авиакомпании «Аэростан» совершал перелет из Албании в Афганистан по заказу государственной компании "Ариан афган эйрлайнз". Для командира экипажа Владимира Шарпатова такие рейсы давно уже стали привычными: к своим 55 годам он побывал не в одной горячей точке (Конго, Сьерра-Леоне). Экипаж того рейса: второй пилот - Газинур Хайруллин, штурман - Александр Здор, бортинженер - Асхат Аббязов, бортрадист - Юрий Вшивцев, ведущие инженеры - Сергей Бутузов и Виктор Рязанов.

В тот день истребитель МиГ-21 исламского движения "Талибан", ведущего вооруженную борьбу против законного правительства Афганистана, вынудил совершить посадку на аэродроме Кандагара грузовой самолет ИЛ-76. На борту был официально оформленный груз – патроны к автоматам Калашникова для правительства Афганистана, самолет летел по этой трассе уже в 15-й раз.

Вдруг в шлемофоне зазвучал голос: «Володя! Слушай меня. Это говорит твой знакомый по училищу. Делай посадку! Иначе буду вынужден открыть огонь по твоему самолету»

Так российский экипаж оказался на военном аэродроме в Кандагаре в плену у талибов.

Предводитель повстанцев мулла Мохаммед Омар, приближенный Усама бен-Ладана, хотел добиться признания, что патроны для их противников везут из России, грозил судом шариата летчикам за пособничество правительству Афганистана Раббани. Но Шарпатов стоял на своем: «Летим в первый раз, груз из Албании, ничего противозаконного не совершали, все сопроводительные документы в порядке».

«…До родных границ 900 километров, а талибы с автоматами – под боком. Сначала они опасались, что Россия потребует нашего освобождения. Называли нас гостями. Кормили плохо. Обычно давали картофель, сдобренный чем-то напоминающим соус. Потом мы стали готовить сами. Никуда выходить не разрешали. Врачей не допускали, хотя были случаи отравлений, острой зубной боли. Хотели обратить нас в ислам, заставляли учить молитвы. Спали на полу. Позднее привезли матрасы, ржавые кровати. Несмотря на тяжелые условия,  жару в 40-42 градуса, мы не отчаивались. Сделали турник, занимались гимнастикой, бегали» (из воспоминаний В. Шарпатова. Передовик, 2006, 13 сент.).

Лётчики не сломались, выжили. Год и 13 дней пробыли плененные летчики в заточении. Средства массовой информации Татарстана в течение этого года постоянно следили за судьбой кандагарских заложников, рассказывая об условиях их сурового и скудного быта, режиме содержания. Татарстан всячески поддерживал попавших в беду летчиков, посылая им регулярно продовольствие, почту с письмами их жен и родных, прилагал активные усилия по освобождению. Однако талибы отвергали все предложения руководства России и Татарстана, а также ряда иностранных государств, включая США. Трудно сказать, как долго продлилось бы заточение казанских летчиков, не соверши они 16 августа этот смелый и дерзкий побег.

Мысль о побеге у кандагарских пленников зародилась и крепла, чуть ли не с первых дней заточения. Тщательно обсудив множество вариантов, остановились на одном, самом реальном – бежать на своем ИЛ-76, благо, он весь этот год поддерживался в рабочем состоянии, так как талибы рассчитывали использовать его в своих целях. Казанские летчики уже несколько раз вывозились под охраной на аэродром для выполнения профилактических работ на самолете.

16 августа, в пятницу экипаж добился у талибов разрешения в полном составе выехать на аэродром. Пятница у мусульман – выходной день, потому талибы "расслабились'’: охрана вышла не в полном составе, истребители-перехватчики на стоянке были зачехлены. К пленникам были приставлены начальник караула, два автоматчика, комендант их дома-тюрьмы, да крутились возле них пилот-пакистанец, диспетчер аэропорта и еще один безоружный талиб.

К полудню жара перевалила за 40 градусов, духота стала невыносимой, и, на счастье пленников, часть охраны удалилась совершить намаз и отдыхать. На борту самолета вместе с экипажем остались двое талибов с автоматами и один без оружия. Это был шанс, который нельзя было упускать. Летчики под предлогом необходимости проехаться по взлетной полосе, чтобы испытать починенное колесо, запустили двигатели... Шарпатов стал медленно выруливать на рулежку и взлетную полосу. Самолет еще не добежал до ее конца, как наперерез им понеслись "Урал’' и "Рафик" с целью преградить разбег. Командир резко взял руль на себя, и ИЛ-76 успел все же оторваться от последней бетонной плиты. Внизу мелькнули колючая проволока, окопы, минные поля. По условленному сигналу члены экипажа дружно навалились на талибов – схватили их за автоматы и рванули, поворачивая в сторону, отстегнули магазины с патронами. Все произошло в считанные секунды. Пока Шарпатов, выдерживая сверхмалую высоту, чтоб не запеленговали локаторы, вел ИЛ-76 к границе Арабских Эмиратов, на Шарджу... Лететь пришлось на высоте 50 метров с риском врезаться в сопку или попасть в песчаную бурю. 6600 секунд продолжался полет отважной и стойкой семерки на родном самолете ИЛ-76 из Кандагара в Шарджу. Несмотря на все трудности, они долетели до Арабских Эмиратов благополучно. И уже через пять дней президент России Борис Ельцин подписал приказ о присвоении Владимиру Шарпатову и второму пилоту Газинуру Хайруллину звания Героя России. Остальные члены экипажа награждены Орденом Мужества.

В те трагические дни, когда экипаж ИЛ-76 изнывал под палящим солнцем Кандагара, малая родина не оставалась в стороне. Ученики Красногорской школы № 2 с учительницей Надеждой Алексеевной Астаповой (одноклассница В. Шарпатова) присылали письма. Владимир Ильич отвечал каждому школьнику индивидуально. Во многих его письмах были стихи о доме, о речке Атлашке:

«Дай Бог твоей водой умыться,

Ладонью воду зачерпнуть.

В твоем зеркалье отразиться,

Все пережив, перечеркнув.

Журчи и радуй долго-долго!..»

Весь поселок Красногорский от мала до велика переживал за судьбу российских лётчиков. Какова же была их радость, когда они узнали, что экипаж смог вырваться из плена. В свершившемся событии есть толика заслуг и красногорцев. Самое важное в плену для человека не пасть духом, не чувствовать себя брошенным. Моральная поддержка земляков не прошла даром. Не остается в долгу и Владимир Ильич. Он частый гость на малой родине. В Красногорске на доме, где он родился и жил, установлена мемориальная доска. А в доме детского творчества устроен памятный уголок, в дар которому Владимир Ильич отдал свою фуражку и парадный китель, на которой крепилась Звезда Героя России.

В настоящее время Владимир Шарпатов на пенсии, живет в Тюмени, ведёт активную общественную деятельность. Член Совета регионального отделения партии «Справедливая Россия» в Тюменской области. О родине ему напоминают кусты сирени и лесного ореха, клена, которые он перевез саженцами из родительского сада. Имя Героя России Шарпатова В. И. присвоено Красногорской средней школе № 1 в Республике Марий Эл, где учился герой. А в Кожласоле Звениговского района его имя носит одна из улиц. Именем В. И. Шарпатова названа кадетская средняя школа в городе Новый Уренгой. В 2010 году звезде 18-ой величины в созвездии Овен присвоено имя «Герой России Владимир Шарпатов», что подтверждается записью в каталоге небесных тел «Русского астрономического общества». 26 февраля 2015 года имя Владимира Шарпатова присвоено самолёту Airbus A320 Авиакомпании «Ямал» (бортовой номер VP-BHX)..

Материал подготовили сотрудники отдела национальной краеведческой литературы и библиографии Национальной библиотеки им. С. Г. Чавайна А. Н. Булыгина и С. П. Рыбакова.

При подготовке материала использована следующая литература:

  • Аристова, И. Побег из Кандагара / Ирина Аристова // Марийская правда. – 2010. – 26 янв. – С. 10.
  • Выжить, чтобы вернуться / по материалам Интернет  подгот. И. Лаптева // Звениговская неделя. – 2010. – 19 февр. – С. С. 8.
  • Карташов В. Крылья отваги / В. Карташов // Марийская правда. – 1996. – 7 сент. – С. 3.
  • Карташов В. Парень из поселка с красивым названием / В. Карташов // Марийская правда. – 1996. – 28 авг. – С. 5.
  • Кузьминых В. Шарпатовские часы / Валерий Кузьминых  // Марийская правда. – 1999. – 13 нояб. – С. 5.
  • Пирогов Н. «Кандагар» родом из Красногорска / Николай Пирогов // Волжские вести. – 2010. – 18 марта. – С. 7.
  • Ратов А. Самое большое счастье – быть дома / А. Ратов // Передовик. – 1996. – 13 сент. – С. 1.
  • Токтаров В. Вперед и в облака! / В. Токтаров // Передовик. – 1998. – 20 марта. – С. 1, 4.
  • Четаева О. Школа имени героя / Ольга Четаева // Семейная газета. – 2018. – 5 июня. – С. 7.
  • Чубарев О. Побег из ада / О. Чубарев //  Марийская правда. – 2000. – 23 февр. – С. 3.
Русский