Добровольное вхождение Горной стороны Марийского края в 1551 г. в состав Российского государства, имевшее судьбоносное значение для всего марийского народа, связывают с именем Акпарса – сотного князя горных марийцев.
Акпарс был личностью, окружённой легендами, которые передавались из уст в уста. В отношении того, был ли он реальным историческим лицом, до сих пор высказываются разные суждения. Ни в одном из русских письменных источников времён XVI в. не упоминается имя Акпарса. Но в XVIII в. значительная часть современного Горномарийского района по обе стороны Волги официально называлась землёй Акпарса. Учёный-этнограф К. А. Четкарёв считал, что Акпарс – это скорее титул, чем имя. До участия во взятии Казани князь нарекался по-черемисски – Изима (или Аказ). После победы над столицей Казанского ханства он получил имя Акпарс. Происхождение слова «Акпарс» Четкарёв связывал с общетюркскими словами: «ак» – белый, седой, мудрый, старший, главный и «барс» – барс, кошка. Имеется в виду такая черта как смелость марийского легендарного героя в опасные и решительные моменты во время взятия Казани. «Черемисское предание, относящееся ко взятию русскими Казани» говорит о том, что летом 1552 г. Акпарс во главе своего отряда участвовал в походе русских войск: «Он оказал большие услуги царю Иоанну Грозному <…>. Иоанн Грозный <…> решил подвести под казанскую крепостную стену подкоп. Но <…> нужно было точно измерить расстояние от начала подкопа вплоть до самой стены. Сделать это было очень трудно: татары днём и ночью зорко следили за подозрительными людьми. Но Акпарс, надеясь на свою изобретательность, вызвался охотником измерить это расстояние <…>. Акпарс повесил на свою грудь гусли и пошёл медленно, делая шаги с того самого места, где начали уже подкоп, к Казанским стенам: на всём пути он играл на гуслях напевы, теперь называемые Акпарсовыми. Он играл на гуслях и вместе с тем считал шаги в уме. Играл он так хорошо, что татары, услышав его превосходную игру на гуслях, не запретили ему подойти вплоть к стене крепости своего столичного города и сам царь татарский (по словам тех же черемис) слушал с башни! <...> Акпарс сделал измерение точно: стена, под которою был сделан подкоп, взлетела на воздух и русские после не особенно продолжительной рукопашной схватки взяли Казань окончательно».
Сохранились и легенды о том, что царь Иван IV подарил Акпарсу серебряный ковшик с изображением царя Соломона, который долгое время хранился в Еласовской церкви.
Имя Акпарса сохранилось в памяти народа. Его образ получил художественное воплощение в произведениях писателей, драматургов, поэтов, художников и композиторов. Замечательным памятником народного музыкального искусства является так называемый «Марш Акпарса». Имя Акпарса красной нитью проходит в символике Горномарийского района. Белый барс как символ князя изображен на гербе и флаге края и символизирует силу, храбрость, гордость. Девиз горных мари связан с именем Акпарса: «Восславим землю Акпарса!».
Не удивительно, что именно этому национальному герою на его родине, в Горномарийском районе, был воздвигнут памятник. Бронзовый пятиметровый монумент национальному герою установлен в символическом месте, там, где сходятся основные горномарийские дороги, и откуда по преданию начинались родовые земли Акпарса – на пересечении путей из Козьмодемьянска на Чебоксары и на Микряково, у Картуковского поворота. Торжественное открытие памятника состоялось 20 ноября 2007 г. Авторами скульптурной композиции является творческий тандем Анатолия Александровича Ширнина и Сергея Васильевича Яндубаева. Ими было создано несколько вариантов памятника, среди которых был и широко шагающий с гуслями князь, и конный вариант, и полуфигура. В конце концов, скульпторы изобразили Акпарса стоящим с гуслями: одной рукой он играет на них, а другой, поднятой вверх, радушно приветствует проезжающих. Гусли являются символом духовного величия идеи единения на началах согласия, дружбы и братства народов России. Нога Акпарса опирается на камень, эта поза подчёркивает, что он – сын горномарийской земли. С левой стороны, на поясе князя, в ножнах покоится меч. Национальный герой, как страж благополучия, оберегает родной край. На постаменте памятника расположен бронзовый барельеф с изображением Акпарса и Ивана Грозного, пожимающих друг другу руки. Мудрый марийский князь изображён на нём безоружным, тем самым напоминая людям, что великие дела делаются не только силой, но также с помощью ума и таланта. Высокий постамент памятника способствует круговому обзору в ландшафтном пространстве.
Образ народного героя является собирательным, но работая над лицом князя, скульпторы «поглядывали» на портрет горномарийского художника Юрия Кондакова. Он родом из д. Нуженалы, где по преданиям родился Акпарс, и возможно даже является одним из его отдалённых потомков. В общей сложности мастера проработали над проектом полтора года. Модель под отливку лепили из гипса, хотя обычно в таких случаях используется глина или другие мягкие материалы. Скульптуру воплотили в бронзе мастера звениговского завода им. Бутякова.
Памятник превратился в визитную карточку Горномарийского района и уже появились свои традиции: к нему приезжают молодожёны, водители останавливаются, чтобы получить благословение князя на дорогу, дотрагиваются до царских рук и просят удачи.
Творческому союзу скульпторов Ширнина и Яндубаева уже много лет. Судьба свела их в Художественно-производственных мастерских Художественного фонда РСФСР. Анатолий Александрович и Сергей Васильевич не только не мешают друг другу в работе, но и дополняют и обогащают творческий процесс своими идеями. Вместе они создали памятники Александру Андреевичу фон Келлеру, Труженикам тыла, Петру и Февронии, Йывану Кырле, Аркадию Крупнякову, Александру Котомкину-Савинскому, памятник-бюст Т. И. Александровой, скульптурные композиции «Скамья любви и верности» и «Йошкин кот».
Йошкар-Олу невозможно представить без монумента Воинской славы и фонтана «Космос» Анатолия Александровича Ширнина. Он родился 25 сентября 1939 г. в с. Путятино Липецкой области. В школе будущий скульптор увлекался акварелью, хотел стать живописцем. Однако в тот год, когда он собирался поступить в Московское художественно-промышленное училище им. М. И. Калинина, приём был только на скульптурное отделение. Вот такая судьбоносная случайность! Отслужив три года в армии, А. Ширнин поступил в знаменитое Строгановское училище. Его дипломной работой стала скульптура «В космос», которая впечатлила главного архитектора Йошкар-Олы Павла Самсонова. Он пригласил молодого скульптора на работу в нашу республику. Знаменитый фонтан на Юбилейной площади появился гораздо позднее, ведь процесс создания скульптуры занимает порой ни один год. Так, над монументом Воинской славы Анатолий Александрович трудился пять лет! Ширнин способствовал выходу марийской скульптуры на новый качественный уровень.
Сергей Яндубаев активно работает в скульптуре с конца 80-х гг. XX в. Он родился 5 июня 1957 г. в д. Цекеево Кировской области. С детства любил лепить из пластилина и глины фигурки людей и животных. В 1980 г. он окончил Саратовское художественное училище, в 1989 г. – Московское высшее художественно-промышленное училище. Яндубаев является автором таких памятников, как «Памятник погибшим лётчикам в годы Великой Отечественной войны» (1990, с. Шойбулак), «Скорбящая» (2002, г. Йошкар-Ола) и др. Созданный им «Портрет Марии Павловны» (1984) находится в собрании Третьяковской галереи в Москве. Это первый случай, когда работа марийского скульптора удостоена такой высокой чести.
При подготовке материала использована следующая литература:
Айплатов Г. Н. Навеки с тобой, Россия / Г. Н. Айплатов. – Йошкар-Ола: Маркнигоиздат, 1967. – 130 с.
Прокушев Г. И. Этюды о художниках Марий Эл / Г. И. Прокушев. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2003. –359 с.
***
Айплатов Г. Н., Иванов А. Г. Первые публикации исторических преданий об Акпарсе / Г. Н. Айплатов, А. Г. Иванов // Марийский археографический вестник. – 2001. – № 11. – С. 103-106.
Кузьминых В. Рукопожатие Акпарса / В. Кузьминых // Марийская правда. – 2009. – 28 июля. – С. 8.
Петрова М. Помнить прошлое, видеть перспективу / М. Петрова // Марийская правда. – 2007. – 20 ноября. – С. 2.
Четкарев К. А. Марийское предание об Акпарсе: из истории покорения Казани Иваном Грозным / К. А. Четкарев // Труды Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. Вып. VII. История, язык и литература мари – Йошкар-Ола, 1955. – С. 33-80.
- 5715 просмотров