Мы продолжаем серию зарисовок, посвящённых воплощению свадебного обряда народа мари в творчестве художников не только нашего края, но и соседних регионов.
Один из самых титулованных художников Республики Марий Эл Зосим Фёдорович Лаврентьев (1933-2020) создал несколько вариантов картины «Сваты» как живописных, так и графических.
«Сваты» – не только выражение сказочной фантазии и реализма художника, но и мастерски переработанное им воплощение старинного обряда сватовства. Юный жених, двое музыкантов и старец с диковинным посохом в руке среди зелени ёлочек, золота берёзок и рубиновых гроздей рябины выглядят празднично и торжественно.
На вариантах картины 1989 и 1996 годов жених со сватами идёт по весеннему цветущему лугу вдоль опушки леса. С мельчайшими подробностями художник изобразил особенности марийских праздничных костюмов, орнамента, головных уборов и музыкальных инструментов. Жених одет в белый кафтан, за поясом у него – нарядный вышитый платок. Музыканты, играющие на дудочке и волынке, также одеты в светлые рубахи, поверх которых повязаны обрядовые полотенца с узорными концами.
На картине ритм одного движения сменяется другим: идут сваты, прыгают лесные зверушки, деревья сплошной стеной как бы отодвигаются от переднего плана, давая дорогу шествующим. Обитатели леса окрашивают сюжет романтикой и придают ему черты сказочности. На разных вариантах картины мы видим и юркую лисицу, словно зовущую сватов за собой, и прыгающую по веткам белку, и спешащего за последним персонажем ежа, и порхающую у цветущего куста бабочку, и отбивающего ритмичную весёлую дробь дятла, и пару летящих лебедей, и танцующих журавлей, и токующих тетеревов, и величественного лося. У народа мари лось представляет дух огня, домашнего очага, семьи. А пушистая белка связана с народной поговоркой: «Девушка превратилась в белку» («Ӱдыр урышко савырнен»). Это же сама невеста следит за сватами и молодецки вышагивающим впереди них женихом!
На офорте «Сваты» художник изобразил трёх персонажей. Жениха сопровождают старец с посохом и сват со свадебными подарками.
Офорт «Танец молодых» Зосима Лаврентьева знакомит с обрядовым танцем горных мари «ош патя» («белая ярочка»), который молодожёны исполняли на второй день свадьбы. На невесте головной убор замужних мари «шымакш», платье подпоясано праздничным поясом, украшенным вышивкой и монетами. С мельчайшими подробностями художник изобразил свадебный набор головных, шейных, нагрудных украшений. На женихе – туникообразная рубаха с марийским орнаментом. Графическая работа наполнена атрибутами свадебного обряда и символами семейной жизни. Зритель видит утварь для пива, узорный фасад дома с гнездом ласточки и голубями, цветущий луг и плодоносящее дерево.
Литература:
Григорьева, А. О. Марийский национальный костюм как маркер воображаемого пространства в графике марийских художников 1950-1980-х годов // Музейный вестник. Вып. № 11. – Йошкар-Ола, 2017. – С. 180-184.
Прокушев, Г. И. Этюды о художниках Марий Эл / Г. Прокушев. – Йошкар-Ола : Марийское книжное издательство, 2003. – 359 с.
Информация подготовлена ведущим библиотекарем отдела литературы по искусству О. Л. Пушкиной
- 181 просмотр