ВЕРНИСАЖНЫЕ ЗАРИСОВКИ. Марийская свадьба в творчестве художников. Татьяна Мартьянова, Алина Замилова, Анна Санникова

23.01.2025 | 128 просмотра(ов)

Мы продолжаем серию зарисовок, посвящённых воплощению свадебного обряда народа мари в творчестве художников не только нашего края, но и соседних регионов.

График и дизайнер Татьяна Вениаминовна Мартьянова (1984 г. р.) является автором диптиха «Инициация» (2017). Он состоит из двух частей: одна посвящена свадьбе, а другая – похоронам. Это обряды, которые у мари взаимосвязаны и отражают переход из одного мира в другой. Девушка, выходящая замуж, «умирает» для своей семьи и «возрождается» для семьи мужа в день свадьбы. Женщина умирает для семьи мужа и возвращается к роду, к предкам в результате реальной смерти. Именно в костюме отражены эти изменения, делающие зримым переход. На левой части диптиха («Свадьба») изображена марийская девушка в национальном свадебном костюме. Поверх вышитой нательной рубашки на ней надет суконный кафтан ярко-зелёного цвета. Фон картины заполнен орнаментом, словно вышитым на обрядовом полотенце. Вышивка выполняла важную роль оберега и применялась во всех деталях одежды. Важной частью марийского костюма являлись пояса, передники и поясные украшения. Празднично-обрядовые пояса украшались монетами, кистями, пуговицами, ракушками. На голове девушки надета шапка с суконным красным верхом и лисьей опушкой. Обязательной принадлежностью свадебного наряда марийской невесты было богато вышитое покрывало (вӱргенчык).

Художница из Республики Татарстан Алина Вячеславовна Замилова (1988 г. р.) в диптихе «Марийская невеста» (2017) выразила противоречивые чувства, которые испытывает девушка, выходящая замуж. Здесь и радость, и тревоги, и мечты, и переживания. Картина наполнена символами. Птицы с человеческими глазами в ночном небе символизируют душу, колесо – цикличность, круговорот, движение. Тканевая дорожка говорит о том жизненном пути, который предстоит пройти молодой девушке. А как в такой важный день обойтись без веры и молитв? Все мысли невесты – о дереве-алтаре в священной роще – онапу. Это дерево служит проводником «энергии» между земным и божественным мирами.

Художница, педагог, искусствовед, председатель Марийского регионального отделения Союза художников России Анна Андреевна Санникова (1990 г.р.) создала удивительную «Книгу жизни» –  цикл работ о жизни народа мари. Здесь и таинство рождения, и обряд совершеннолетия, когда девушка с помощью специального музыкального инструмента (пуч) возвещает, что она достаточно взрослая, чтобы создать свою семью, и смена головного убора (обряда, символизирующего переход в зрелый возраст), и, наконец, развесёлая марийская свадьба-гуляние с задорными песнями и ритмичными танцами.

На картине «Свадьба» (2017) изображены жених и невеста в национальных костюмах. Она, как и все остальные работы цикла, написана на негрунтованном холсте, чтобы была видна фактура плетения ткани. Всё это отсылает зрителя в далёкие времена жизни наших предков. Все композиции стилизованы под народные вышивки – узоры на полотне жизни каждого человека.

 

При подготовке материала использованы информация и иллюстрации с сайтов:

https://elabuga.com/artSymposium/_ritualsAndCustomsMarriage.html

https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14895253

https://www.rmii.ru/kniga-zhizni

https://vk.com/@-25850528-znakomstvo-s-hudozhnikami

https://nekrasov.izh-cbs.ru/sites/default/files/tradition-pdf/mar_kost.pdf

 

Информация подготовлена ведущим библиотекарем отдела литературы по искусству О. Л. Пушкиной

 

Русский