ВЕРНИСАЖНЫЕ ЗАРИСОВКИ. Марийская свадьба в творчестве художников. Павел Горбунцов и Леонтий Скворцов

16.10.2024 | 35 просмотра(ов)

Мы продолжаем серию зарисовок, посвящённых воплощению свадебного обряда народа мари в творчестве художников не только нашего края, но и соседних регионов.

Ключевой фигурой в становлении профессионального изобразительного искусства первой половины XX века в нашей республике был Павел Тимофеевич Горбунцов (1894-1971) – живописец, график, художник театра. В конце 20-х годов XX века он начал работать над серией зарисовок из жизни и быта народа мари. Его рисунки тушью, в том числе и «Марийская свадьба», представляют интерес для этнографов. На переднем плане работы изображены веселящиеся и пляшущие у ворот дома люди в национальной одежде. Праздничное гуляние проходит в сопровождении музыкантов с традиционными инструментами – барабаном и волынкой.

Самодеятельный художник Леонтий (Леонид) Фёдорович Скворцов (1897-1972), участник Великой Отечественной войны, неоднократно обращался к теме марийской свадьбы. Его работы входят в культурное наследие России по этнографической тематике. На картине «Марийская свадьба» художник изобразил сцену праздничного застолья и танца, используя вид сверху и локальные цвета, которые являются характерными чертами наивной живописи. Колористическая гамма тяготеет к монохромности. «Марийская свадьба» Леонтия Скворцова экспонировалась на всесоюзной выставке работ самодеятельных художников в 1967 году.

В Козьмодемьянском культурно-историческом музейном комплексе находится картина Скворцова  «Пляшут и пляшут» с надписью на лицевой стороне «После свадьбы у тёщи. Горномарийская пляска». Работа напоминает лубочную картинку. Художник не следовал классическим традициям, нарушил перспективу и пропорции человеческой фигуры. Но от этого картина не теряет своей прелести и очарования. В этом произведении отразились идеологические и бытовые изменения в жизни деревни после Великой Отечественной войны.

В середине XX века художники не часто обращались к теме изображения марийской свадьбы. Всплеск интереса к изображению свадебных обрядов и традиций произошёл в 1970-80-е годы. Об этом мы расскажем в наших следующих публикациях.       

 

Информация подготовлена на основе информации из фондов библиотеки и открытых источников библиотекарем отдела литературы по искусству О. Л. Пушкиной

 

Русский