Мы продолжаем серию зарисовок, посвящённых воплощению свадебного обряда народа мари в творчестве художников не только нашего края, но и соседних регионов.
Родная горномарийская сторона стала одним из источников для многогранного творчества Измаила Варсонофьевича Ефимова (1946 г. р.).
В картинах «Мои земляки» (1981) и «На свадьбе горных мари» (1988) художник обращается к теме деревенского праздника – свадьбе. Эти произведения имеют лирико-философский характер. Мастер с большим уважением и любовью изображает близких людей – своих земляков.
Измаил Ефимов раскрывает проблемы жизни современной ему деревни и обращает внимание на то, что её жители живут не одними только хозяйственными заботами. Художник выстроил многофигурную композицию по кругу, как бы повторяя хоровод танцующих в центре людей. Измаил Ефимов отметил, что в изображении свадьбы горных марийцев он стремился «раскрыть встречу людей с разными судьбами, разных возрастов, показать человеческие характеры, красоту лучших народных обычаев и обрядов. Композицию старался сделать такой, чтобы зритель, рассматривая картину, становился как бы участником народного гулянья».
Теме горномарийской свадьбы Измаил Ефимов посвятил графические работы «На свадьбе» (1972), «На свадьбе в д. Пернянгаши» (1982), «Ждут невесту» (1983). Они представляют собой многофигурные композиции с детально проработанным пейзажем или архитектурным фоном с чётко выраженным сюжетно-фабульным началом.
Литература:
Изобразительное искусство Марийской ССР. – Йошкар-Ола : Марийское книжное издательство, 1992. – 257 с.
Кудрявцев, В. Г. Художественная культура марийского народа : народное творчество, деревянное зодчество, изобразительное искусство / В. Г. Кудрявцев. – Йошкар-Ола : Марийское книжное издательство, 2017. – 256 с.
Ефимов, И. Размышляя об искусстве // Марийская правда. – 1982. – 25 марта.
Информация подготовлена ведущим библиотекарем отдела литературы по искусству О. Л. Пушкиной
- 72 просмотра