ВЕРНИСАЖНЫЕ ЗАРИСОВКИ. Марийская свадьба в творчестве художников. Иван Ямбердов

25.12.2024 | 60 просмотра(ов)

Мы продолжаем серию зарисовок, посвящённых воплощению свадебного обряда народа мари в творчестве художников не только нашего края, но и соседних регионов.

Живописец и график Иван Михайлович Ямбердов (1955 г. р.) на картине «В день свадьбы» (1987) изобразил не праздничную процессию, не встречу молодожёнов, не застолье, а подготовку к торжеству. Зрители словно становятся свидетелями того, как в свадебный облик молодой женщины (невесты) последние штрихи вносит пожилая женщина (бабушка), помогая надеть головной убор и примеряя ей старинные серьги.

На переднем плане выделена цветом и светом главная героиня картины (возможно, мать невесты). Она доминирует в композиции, привлекает к себе внимание. Светло-золотистый ореол вокруг её головы позволяет сосредоточить взгляд на лице – одновременно и радостном, и тревожном. Женщина одета в марийский национальный костюм, украшенный на груди монистами. Голова повязана красным платком, и в руках она держит тоже красный платок. В данном контексте яркий цвет символизирует переживание за дочь, как сложится её судьба в замужестве. Взгляд  главной героини устремлён мимо зрителя, вдаль, словно она хочет найти ответы на свои тревожные мысли.

Всполохи света, контрасты кистей сирени и небрежно брошенных на стол шарпанов и серебряных нагрудных украшений вносят в картину торжественную приподнятость. На холсте много парных предметов: за спиной главной героини на стене размещены две иконы (на одной из которых изображены святые Борис и Глеб), с двух сторон расположены два окна и по две пары женщин, два воздушных шара.

Несмотря на то, что на картине изображены только женщины, мужское присутствие обозначено в виде плётки на столе. Свадебная плетка (сӱан лупш) – один из главных атрибутов марийской свадьбы. Перед выходом жениха и невесты из родительского дома друг жениха (савуш) ударом плётки очищает дорогу, защищая молодых от порчи и сглаза.

Картина Ивана Ямбердова «В Корамасах праздник» (1995) приглашает зрителей стать участниками приезда свадебного поезда. Яркая цветовая палитра передаёт атмосферу праздника. Невесту и жениха встречают родственники, жители деревни и гости. Друг за другом идут телеги, на которых сидят женщины в национальных марийских костюмах. На переднем плане изображён молодой музыкант, играющий на барабане. И, конечно же,  художник не мог обойти стороной праздник на родной земле!  На картине мы видим самого Ивана Михайловича в красной рубахе с обрядовым полотенцем в руке,  приветствующего свадебный поезд.

Две картины художника – «Приданое любимой сестры Марии» (2018) и «Свадебные традиции народа мари» (2020) – имеют схожий сюжет. На них показан обряд выкупа приданого. Друзья и родственники со стороны жениха одаривали родственников невесты, чтобы получить сундук с приданым. На сундук садились дети (младшие сёстры и братья невесты), которым давали выкуп: монеты или угощения. Приданое к свадьбе готовили с детства: перину и подушки на утином пуху, украшенные вышивкой полотенца и рубашки для будущих родственников жениха.

На коленях изображённой на картинах девочки лежит родовой шарпан – женский головной убор. Это символично – вскоре она подрастёт, станет невестой, и уже её будут готовить к свадьбе. Над головой девочки лёгкой дымкой изображён обряд оплакивания невесты. Символичен и сундук: он разноцветный. Такой метафорой художник говорит, что жизнь человека может сложиться по-разному. На картинах также изображены замо́к и ключ, которые символизируют начало новой жизни.
 

Источники информации и изображений:

Прокушев, Г. И. Этюды о художниках Марий Эл / Г. Прокушев. – Йошкар-Ола : Марийское книжное издательство, 2003. – 359 с.

Иван Ямбердов. «Свадебные традиции народа мари» // https://dzen.ru/a/X3XVDBCej3A8y7aa

Иван Ямбердов. «В Корамасах праздник» // https://ar.culture.ru/ru/subject/tkanyy-poyas-ushto-snabzhalsya-razlichnymi-obereg

 

Информация подготовлена ведущим библиотекарем отдела литературы по искусству О. Л. Пушкиной

 

Русский