ВЕРНИСАЖНЫЕ ЗАРИСОВКИ. Марийская свадьба в творчестве художников. Елизавета Атлашкина и Василий Тимофеев

02.10.2024 | 98 просмотра(ов)

Мы продолжаем серию зарисовок, посвящённых воплощению свадебного обряда народа мари в творчестве художников не только нашего края, но и соседних регионов.    

Мастером изображения женских образов в свадебных национальных костюмах является Елизавета Дмитриевна Атлашкина (1879-1966), первая профессиональная женщина-художник из мари. Её кисти принадлежат «Марийская женщина в свадебном наряде» и «Марийские женщины в свадебном наряде свахи». Эти картины находятся в фондах Национального музея Республики Марий Эл имени Тимофея Евсеева.

На первой работе изображена молодая женщина в свадебном наряде южной (звениговско-моркинской) группы луговых марийцев. Она одета в суконный чёрный кафтан. Большое внимание художница уделила деталям костюма: серебряным монистам, украшениям, вышивке. Для данной группы марийцев характерно использование богатых налобных, нагрудных, поясных, чересплечных украшений, изготовленных преимущественно из монет и раковин каури. Каури ценились наравне с серебром и были платёжной единицей. Во время свадьбы женщины надевали полный комплект украшений, который весил не меньше 20 кг, а то и все 30 кг. Украшения играли роль оберега на свадьбе. В прошлом считалось, что звон и блеск серебра отпугивают нечистую силу, защищают от сглаза, порчи. На ногах женщины – лапти с чёрными суконными онучами*, украшенные раковинами каури.

На второй работе в интерьере крестьянской избы изображены две женщины, стоящие друг напротив друга в одинаковых костюмах свах Сернурского района. Свахи – участницы свадебного поезда со стороны жениха. Они одеты в суконные зелёные кафтаны, на головах – красные шапки с опушкой из лисьего меха и платки, прикреплённые к рукавам в виде крыльев птицы. На груди – полный набор украшений, а поверх передника – узкое свадебное поясное полотенце белого холста с вышивкой красными нитками по краям и кисточками на концах. Особенностью обуви этой группы мари является красная окантовка на наружных концах чёрных онуч.

В фондах Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан находятся работы Василия Кирилловича Тимофеева (1891-1968) – эскиз и картина «Марийская свадьба».

В. К. Тимофеев – заслуженный деятель искусств ТАССР, организатор и первый председатель Татарского филиала Ассоциации художников революционной России (АХРР), созданной в Казани в 1923 году. В 1926-1929 годах он работал по приглашению директора областного музея Т. Евсеева в Марийской автономной области, написал около 100 картин, этюдов и эскизов, посвящённых истории, быту, обрядам и традициям марийцев.

Картина «Марийская свадьба» Василия Тимофеева заняла третье место на выставке АХРР в 1929 году в Москве. В многофигурной композиции художник с детальной точностью и экспрессивной выразительностью изобразил одно из обрядовых действий: угощение гостей родственниками невесты. На фоне летнего деревенского пейзажа изображена многочисленная группа радостных, веселящихся людей в марийской праздничной одежде: мужчины одеты в светлые рубашки навыпуск поверх брюк, женщины – в чёрные верхние кафтаны с национальными украшениями (монистами) на груди. На голове – украшения из серебряных монет в виде шапочки. На переднем плане художник изобразил группу пляшущих женщин со связанными на шее цветными платками и музыкантов с барабаном и волынкой. Женский праздничный костюм на картине В. К. Тимофеева имеет сходство с костюмом на картине Е. Д. Атлашкиной «Марийская женщина в свадебном наряде». На обеих работах мы видим чересплечное украшение с раковинами каури, которое надевается крест-накрест, кафтаны с прямоугольным воротником, откинутым на спину и украшенным тесьмой и бисером. 

Картина В. К. Тимофеева интересна также тем, что на ней изображены марийские деревенские постройки – традиционный двухэтажный амбар и предметы быта (посуда, мебель).

 

*Ону́ча – длинная, широкая полоса ткани белого, чёрного или коричневого цвета (холщовой, шерстяной) для обмотки ноги до колена (при обувании в лапти).

 

Информация подготовлена на основе информации из фондов библиотеки и открытых источников библиотекарем отдела литературы по искусству О. Л. Пушкиной

Русский