Мы продолжаем серию зарисовок, посвящённых воплощению свадебного обряда народа мари в творчестве художников не только нашего края, но и соседних регионов.
В фондах Республиканского музея изобразительных искусств Республики Марий Эл хранится триптих Бориса Сергеевича Пушкова (1931-2014) «Песня» (1987-1990). На центральной части триптиха изображён марийский свадебный обряд. В церемонии участвуют родители молодых, сваха и музыканты. Образы героев отличаются эпическим величием, внутренним достоинством и сдержанной красотой. Как отмечает искусствовед Э. М. Колчева*, Пушков придал персонажам картины «утрированные антропологические черты, не вполне присущие мари, но отражающие его представление о коренном народе края <...> Его марийцы, больше похожие на американских индейцев, воспринимались как допустимая стилизация и условность, подчеркивающая специфику марийской культуры – культуры суровых аборигенов края, близких к природе».
В картине современность перекликается со стариной, жизнь – с легендой. На дальнем плане видны речные просторы, небо в пелене облаков и летящая высоко над головами пара лебедей. Художник отдал предпочтение сказочности и поэтичности, возвышая образ свадьбы над повседневной житейской суетой. Белые холщовые праздничные наряды с геометрическим кирпично-красного цвета орнаментом определили декоративность полотна, его торжественную цветовую гамму. Серебряные украшения, белые с золотисто-фиолетовыми оттенками одежды передают представление автора о красоте и душевной чистоте марийского народа.
Борис Пушков неоднократно обращался к теме марийской свадьбы в своём творчестве. В 1970 г. написал картину «Марийская свадьба», а в 1973г. и в 1974 г. – «За молодых!»
В варианте картины «За молодых!» (1974) изображена сцена свадебного застолья. Художник показал «движение» традиции от этнического прошлого к советскому настоящему, а связующим звеном стали фигуры фронтовиков-мари. Сдержанность родственников, серьёзность отца, провозглашающего тост, свидетельствуют о мужестве поколения, прошедшего Великую Отечественную войну, восстановившего послевоенную разруху, сохранившего веру в жизнь. С молодым поколением старших роднит искренность и душевное тепло. Торжественность момента определяют праздничный стол, накрытый под густой, раскидистой яблоней с красными плодами, светлые национальные костюмы молодых и гостей.
* Колчева, Э. М. 100 лет марийского изобразительного искусства: национальный неоромантизм (1960-1980-е гг.) // Финно-угорский мир. – 2023. – Т. 15, № 2. – С. 210-224.
Информация подготовлена на основе материалов из фондов библиотеки и открытых источников ведущим библиотекарем отдела литературы по искусству О. Л. Пушкиной
- 83 просмотра