ВЕЛИКИЕ НАСТАВНИКИ. Юлия Гиппенрейтер: классик детской психологии

25.08.2023 | 427 просмотра(ов)

В рамках месячника педагогической литературы продолжаем знакомить вас с известными педагогами и наставниками. Сегодня речь пойдёт о специалисте экспериментальной психологии, кандидате педагогических наук, профессоре, авторе множества книг по воспитанию детей Юлии Борисовне Гиппенрейтер.

Наша героиня появилась на свет 25 марта 1930 года в интеллигентной семье. Родители проживали в Москве. Ребёнка любили и воспитывали в строгости, с младых ногтей приучали к труду и аккуратности. В школе девочка училась хорошо. Завершив обучение, поступила на отделение психологии Московского госуниверситета. Получив профильное образование, пришла на работу в НИИ психологии при Академии педагогических наук. Проведя в НИИ несколько лет, Гиппенрейтер окончательно поняла, что психология – это её призвание. Под началом талантливого философа и педагога Алексея Леонтьева она защитила кандидатскую диссертацию на тему «О восприятии высоты звука». В ней описывался новый метод измерения звуковысотного слуха – основы музыкального восприятия человеческого уха. Докторскую диссертацию Юлия Борисовна защитила в 1975 году в МГУ им. М. В. Ломоносова. В этот раз она раскрыла тему «Движение глаз и деятельность», рассмотрев разнообразные виды движения глаз при  решении человеком различных задач.

Жизнь Юлии Борисовны может служить примером того, как упорством, трудом и стойкостью можно достичь поставленной цели.

Активно развиваясь в профессиональной сфере, Гиппенрейтер заинтересовалась практической психологией. Главными её «вдохновителями» были работы и взгляды русского психолога Льва Выготского и гуманистического психотерапевта Карла Роджерса. Суть гуманистического подхода к воспитанию такова: к ребёнку нужно относиться с уважением, ведь он по природе добр и обладает множеством положительных качеств. Это внимательный, сосредоточенный исследователь всего вокруг, который самые важные свои опыты проводит самостоятельно и настойчиво добивается результата. От родителей требуется только поддерживать этот процесс, не нарушая естественные процессы грубым, «воспитательным» вмешательством. В основе отношения к ребёнку должна быть безусловная любовь и принятие – это, по мнению психологов-гуманистов, даёт детям чувство уверенности и защищенности. В 1960-х американские психологи рьяно взялись за внедрение гуманистических принципов в деятельность педагогов и родителей. Создавались группы и школы, и за три десятка лет многое изменилось в сознании людей. Об этом Юлия Борисовна узнала от самого Роджерса, который в 1986 году приехал на несколько дней в Москву. Её поразил этот подход к психотерапии: «Я ясно поняла, что это очень нужно людям и здесь, в России». И с этого момента перед ней открылось новое поприще, которое полностью захватило её время и интересы. Чтобы реализовать себя в практической психологии, в 90-е годы будущий профессор прошла обучение в США. Денег на жизнь и обучение не хватало, между лекциями доктору наук приходилось подрабатывать сбором помидоров на ферме и стрижкой газонов. Благодаря упорству и трудолюбию Юлия Борисовна смогла получить специальность практического психолога.

Сегодня Гиппенрейтер ведёт семинары и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Однако сама психолог говорит, что в молодости ей пришлось сделать немало ошибок в воспитании своих детей. Ей принадлежит более 80 научных публикаций, среди которых ставшие настольными для миллионов родителей в России и в мире книги – «Общаться с ребёнком. Как?» и «Продолжать общаться с ребёнком. Так?». В первом психологическом бестселлере Юлия Борисовна предложила родителям методики, направленные на гармонизацию отношений в семье. Психолог считает, что стиль общения родителей напрямую сказывается на будущем их ребёнка, автор даёт советы тем, кто считает, что их дети растут «трудными», «непослушными» или «проблемными». Вторая книга расширяет и углубляет темы предыдущей, в ней обсуждаются многочисленные вопросы о воспитании собственных чад, приучении к дисциплине, наказаниях и другие темы, волнующие родителей. Объясняются и разбираются подробности и приёмы искусства общения. Ещё одна книга этой серии – «Родителям: как быть ребёнком» – вышла в 2010 году. Она состоит из воспоминаний популярных личностей о своём детстве. Живо написанные тексты раскрывают внутреннюю жизнь детей разных возрастов, судеб и характеров. На ярких примерах их взаимоотношений с родителями можно увидеть, как раскрываются творческие способности малыша. Также там представлены размышления и опыт талантливых учёных-практиков, сделавших своей профессией понимание детей и помощь им. Три описанные книги в 2013 году Юлия Борисовна объединила и стала выпускать в виде сборника под названием «Самая важная книга для родителей».

На сегодняшний день Юлия Борисовна Гиппенрейтер является «живым классиком» детской психологии. Её идея активного слушания применяется огромным количеством родителей, стремящихся воспитать ребёнка, не травмируя детскую психику. По книгам одного из самых известных психологов учатся быть мамами и папами миллионы людей. О воспитании Юлия Борисовна говорит просто и доступно. И кажется, это так легко – быть идеальными родителями.

 

Материал подготовлен главным библиотекарем отдела социально-экономической литературы М. Н. Шибанаевой

Русский