Самый лучший учитель для ребёнка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своём ученике друга и единомышленника.
В. А Сухомлинский
Василий Александрович Сухомлинский – педагог-новатор и известный детский писатель. Разработал педагогическую систему, которая базируется на признании личности ребёнка наивысшей ценностью.
Василий Сухомлинский родился 28 сентября 1918 года в селе Василевка Херсонской губернии в бедной крестьянской семье. Василий обучался в Кременчуге. После окончания рабочего факультета юноша поступил в педагогический институт. Затем он нашёл работу в школе. В 1938 году Сухомлинский завершил заочное обучение в Полтавском педагогическом институте, возвратился домой и начал преподавать украинский язык и литературу.
В 1941 году Василий Сухомлинский ушёл на фронт. В следующем году был тяжело ранен под Москвой. Из-за оставшегося в груди осколка снаряда его признали далее негодным к службе. Когда Украину освободили от фашистов, Сухомлинский вернулся домой. Он узнал, что супруга и сын погибли от рук гестаповцев.
В 1948 году Сухомлинский возглавил школу в украинском посёлке Павлыш, где начал образовательный эксперимент длиною в жизнь и которым бессменно руководил до конца своей жизни, ежедневно встречая на крыльце своих учеников и учителей и каждого приветствуя по имени. Он жил школой и – в школе. Со слов родных известно, что рабочий день у Василия Александровича начинался в четыре утра, при этом заканчивался достаточно поздно. О его поистине энциклопедических знаниях ходили легенды. Являясь преподавателем украинской литературы и языка, Сухомлинский тем не менее досконально знал всю школьную программу и при необходимости с лёгкостью мог заменить любого учителя в любом классе.
В свою школу он принимал только тех педагогов, кто горел любовью к детям, был талантлив и любил своё дело. Если в педсостав школы попадал человек, который не соответствовал этим требованиям, он вскоре уходил сам. Об одном из таких учителей Сухомлинский сказал: «Он был ни горячим, ни холодным, а лишь тёпленьким, поэтому не смог работать с детьми».
Воспитательная система Сухомлинского держится на трёх столпах: гуманность, разносторонность и внутренняя смысловая ценность. Педагогическая система, разработанная Сухомлинским, строилась на принципе любви к человеку. Он настаивал на необходимости введения в школе такого предмета, как «Человековедение», и сам организовал этот специальный курс для старшеклассников. Особо важным Сухомлинский считал воспитание чувства патриотизма, гражданственности и коллективизма, приучение детей к труду, общение с родной природой.
Вся школьная обстановка, окружавшая детей, была продумана до мелочей. Сухомлинский считал, что ребёнок должен расти в атмосфере красоты и творчества. В школе на 560 детей работало 80 кружков. Всё строилось руками учеников и педагогов, начиная от лабораторий, мастерских и пасеки и заканчивая метеостанцией. Культ матери и женщины в учебном заведении чтили абсолютно все. О главных принципах – «воспитания без наказания» и «воспитания добрыми делами» – говорили далеко за пределами края.
Сухомлинский разработал режим отдыха и труда школьников. Он говорил, что нужно рано ложиться спать и рано вставать. Умственной деятельностью необходимо заниматься на протяжении 5-10 часов после пробуждения. После этого интенсивность обучения ослабевает. Перед сном нельзя заучивать уроки. От этого ухудшается успеваемость в школе. Обязательно надо делать те уроки, которые задали сегодня, даже если следующий урок по этому предмету будет только через неделю. Накануне достаточно будет только повторить уже изученную тему. Педагог утверждал, что все эти правила способствуют повышению качества учёбы, а ребёнок меньше от неё устаёт.
Сухомлинский является автором множества сказок, рассказов и научных работ. Произведения Сухомлинского, в том числе и художественные, посвящены воспитанию и обучению молодёжи. Они учат человечности, раскрывают понятия нравственности, доброты и красоты. Его книга «Сердце отдаю детям» была отмечена государственной премией.
Одним из самых известных произведений Сухомлинского является «100 советов учителю». В ней автор высказывает такие важные мысли-советы, как то, что учитель должен не просто передавать ученику свои знания, но стремиться сделать из ребёнка настоящего человека, от которого зависит будущее страны.
Среди других значительных произведений Сухомлинского можно назвать «Рождение гражданина», «Родительская педагогика», «Мудрая власть коллектива».
Мысли Сухомлинского удивляют своей современностью. Он одним из первых заговорил о вреде школьных оценок и выступал за запрет физических наказаний. Педагог призывал молодых отцов ухаживать за новорождённым наравне с матерью. И утверждал, что в школе не учат жизни. Знание математики или физики ещё никому не помогло построить крепкую семью, поэтому в его школе был предмет «Семья. Брак. Любовь. Дети». Учитель регулярно звал на свои лекции по педагогике родителей учеников. Основные принципы воспитания Василия Сухомлинского актуальны для родителей и сегодня.
Василий Александрович прожил всего 51 год. Он писал: «За время, отведённое мне..., я хочу сделать как можно больше… Я очень рад, что до последней минуты буду с детьми, что буду не тлеть, а гореть». Его не стало 2 сентября 1970-го.
Материал подготовила на основе информации из открытых источников и фондов библиотеки Н. Е. Орлова, главный библиотекарь отдела социально-экономической литературы
- 3804 просмотра