ВЕЛИКИЕ НАСТАВНИКИ. Учитель русских учителей

19.02.2023 | 1134 просмотра(ов)

Трудно назвать другого педагога дореволюционной России, пользовавшегося таким же авторитетом, такой же любовью учителей, детей и их родителей, как Константин Дмитриевич Ушинский. Этот человек совершил настоящую революцию в отечественной педагогической практике, став основоположником новой науки, ранее не существовавшей в России.

Константин Ушинский родился в небольшом городе Новгород-Северский (Украина) в 1824 году в семье мелкопоместного дворянина.

Константин неплохо учился, но выпускной экзамен не сдал и аттестат не получил. Однако это не помешало ему поступить на юридический факультет Московского университета и блестяще его окончить.

После окончания университета Константин Дмитриевич начал преподавать в Демидовском юридическом лицее. Но для удушливой атмосферы, царившей в учебном заведении, он оказался слишком вольнодумным – и, как бы сейчас сказали, «его ушли».

Ушинский уехал в Петербург и стал работать по специальности – чиновником в Министерстве внутренних дел. Параллельно начал сотрудничать с журналами. Как-то ему для перевода прислали несколько статей из английского журнала The Athenaeum о воспитании и образовании в Америке. Статьи произвели на Константина Дмитриевича чрезвычайное впечатление. «Я не мог спать несколько ночей! – писал он редактору. – Статьи подняли в моём уме целый ряд вопросов и навели на многие мысли. Я не знаю, что я сделаю, что со мною будет, но я решился посвятить себя с этого дня исключительно педагогическим вопросам».

В 1854 году Ушинского пригласили на должность преподавателя словесности и законоведения Гатчинского сиротского института, а затем повысили до инспектора. Задолго до Ушинского должность инспектора в Гатчинском институте занимал Егор Осипович Гугель, «сумасшедший профессор», оставивший после себя два огромных шкафа с книгами, к которым никто не решался прикоснуться. Ушинский попросил открыть их и нашёл там прекрасно подобранное собрание сочинений по педагогике. «Это было в первый раз, что я видел собрание педагогических книг в русском учебном заведении. Этим двум шкафам я обязан в жизни очень, очень многим, и – Боже мой! – от скольких бы грубых ошибок был избавлен я, если бы познакомился с ними прежде, чем вступил на педагогическое поприще!»

В «Журнале для воспитания» Ушинский опубликовал одну из первых своих статей «О пользе педагогической литературы». Примерно тогда же он начал работу по составлению «книги для первоначального чтения», которая выйдет через несколько лет под названием «Детский мир и хрестоматия».

Дети, в школу собирайтесь!

Петушок пропел давно!

Попроворней одевайтесь!

Смотрит солнышко в окно.

Эту и другие стихотворения-песенки, которые легко запоминаются, сочинил Константин Дмитриевич Ушинский вместе со своим другом – молодым учителем Модзалевским.

А сказки про курочку Рябу, про колобка, про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку, рассказы «Четыре желания», «Как рубашка в поле выросла», которые пересказал или сочинил Ушинский, знают практически все. Он пересказывал для детей народные сказки, использовал в рассказах и прибаутках народные пословицы, поговорки, присказки.

Педагогические статьи Ушинского привлекли к нему внимание министра народного просвещения Норова – и при его содействии в 1859 году Константин Дмитриевич получил назначение на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц. Ушинский руководил учебным процессом института всего три года и за это время успел полностью перевернуть не только его внутреннее устройство, но и сформировать основы среднего женского образования в России. Он сократил время пребывания в институте с девяти до семи лет, сразу начал добиваться права девушек уезжать домой на каникулы, практически полностью обновил преподавательский состав и, самое главное, учредил специальные педагогические классы. До Ушинского никому не приходило в голову учить женщин педагогике.

Об изменениях в Смольном институте и о самом Ушинском говорил весь Петербург. Но вместе со славой росло и количество завистников, которые обвиняли его в подрыве многолетних устоев. Однажды Константину Дмитриевичу пришлось писать письменное оправдание в ответ на десятки клеветнических доносов. Он работал над ним несколько дней, и, по словам биографа, «садясь за отписку бодрым и здоровым, он встал из-за нея поседевшим и начал харкать кровью». Это были первые признаки чахотки.

В 1862 году Ушинский вынужден был оставить любимое дело и покинуть Смольный институт. При содействии императрицы Марии Александровны его отправили в заграничную командировку. В течение следующих пяти лет вся семья Ушинских жила преимущественно в Швейцарии. В командировке он изучал устройство народных школ, учительских семинарий и женских учебных заведений в разных кантонах Швейцарии, в Германии, Италии и Франции.

Под влиянием новых впечатлений он принялся за составление книги, которую придумал сразу после «Детского мира», и в 1864 году опубликовал учебник «Родное слово». Это было первое в России систематическое руководство для первоначального обучения детей в возрасте до десяти лет.

Сделав главный акцент первоначального обучения на русский язык, в «Родном слове» Ушинский постепенно, держась строго индуктивного метода, знакомит детей только с тем, что им необходимо знать об окружающей их жизни и природе, параллельно рассказывая об основах религии, грамотном письме, счёте и предлагая упражнения для рисования.

Весной 1870 года врачи посоветовали Ушинскому вернуться в Россию, в Крым. Оттуда Ушинский собирался отправиться в своё имение в Новгород-Северском, но незадолго до отъезда его старший сын Павел погиб в результате несчастного случая – выстрелил в себя, перезаряжая ружьё на охоте. Это был очень жёстокий удар для Ушинского, окончательно подорвавший его физическое и душевное состояние. Он перевёз семью в Киев, но там ему становилось всё хуже и хуже. По настоятельной рекомендации врачей Ушинский поехал обратно в Крым, простудился в дороге, и по прибытии в Одессу у него открылось воспаление лёгких.

Умер он 3 января 1871 года, попросив перед смертью прочесть ему «Ундину» Жуковского и успев помолиться вместе с детьми. Ему было 47 лет.

Константин Дмитриевич Ушинский был женат на Надежде Дорошенко, которую знал долгий период времени. Семейная жизнь, если верить источникам, была простой и безоблачной. У четы родилось шестеро детей. Сыновья Павел, Константин и Владимир, а также дочери Вера, Надежда и Ольга.

Его старшая дочь Вера после смерти Константина Дмитриевича открыла в Киеве на собственные деньги мужское училище. А младшая Надежда продала отцовские рукописи и на вырученные средства основала в Богданке – родовом имении Ушинских – начальную школу.

Ушинский придерживался и последовательно развивал много идей.

  • Обучение – не механическая зубрёжка, а развитие умственных способностей ученика, наблюдательности, воображения, фантазии, желания и способности дальше приобретать знания самостоятельно.
  • Задача первоначального обучения – сделать серьёзное занятие увлекательным для ребёнка. Но с увлекательностью важно не переборщить. Если превратить вообще всё обучение в игру, то ребёнок не сможет дальше осваивать не очень интересные, но важные знания. Он должен привыкнуть к тому, что обучение – всё-таки труд.
  • Главная задача педагогики – воспитание нравственности, а не наполнение головы знаниями. Обучение – лишь средство воспитания. Школа должна готовить человека к жизни и труду.
  • Воспитание должно быть гуманным. Физические наказания и унижения неприемлемы. Воспитание – это убеждение личным примером, а не слепое повиновение.

Ушинский любил повторять, что для правильного воспитания мало одной лишь любви и терпения к детям, ещё необходимо изучать и знать их природу. Процесс воспитания он считал величайшим, святым делом, требуя, чтобы к нему относились со всей серьёзностью. Он говорил: «Неправильное воспитание тяжко отзывается на всей жизни человека, это основная причина зла в народе. Ответственность за это падает на воспитателей… Преступник, тот, кто занимается воспитанием, не зная его».

Большинство проблем, впервые поднятых Ушинским, по-прежнему актуальны. Российские школы всё ещё далеки от демократических идеалов, учебные программы перегружены информацией, знания часто подаются в отрыве от реальности, а воспитательная функция временами есть только на бумаге у методистов.

И всё же идеи Ушинского оказали огромное влияние на потомков. Без его трудов не было бы педагогического чуда Макаренко, гениальных открытий Выготского, проникнутой безусловной любовью гуманной педагогики Амонашвили, эффективных развивающих систем Занкова, Эльконина и Давыдова и других хороших программ. 

 

Информацию подготовила заведующая отделом социально-экономической литературы С. П. Колчина

Русский