ВЕЛИКИЕ НАСТАВНИКИ. ТИФЛОПЕДАГОГИ. Владимир Сергеевич Сверлов

12.04.2023 | 621 просмотра(ов)

12 апреля исполняется 125 лет со дня рождения Владимира Сергеевича Сверлова (1898–1972), тифлопедагога, доктора педагогических наук, профессора, внесшего значительный вклад в создание первых методик преподавания учебных дисциплин общеобразовательного цикла в ленинградской школе слепых и слабовидящих.

Владимир Сергеевич родился 12 апреля 1898 года в Иркутске, его отец был капитаном небольшого буксирного парохода. В семилетнем возрасте Владимир потерял зрение в результате атрофии зрительных нервов. Несмотря на это, мальчик успешно учился в частной гимназии наравне со зрячими детьми, а затем в вечерней школе. В 1920 году он поступил на геолого-географическое отделение физико-математического факультета Иркутского университета. А в 1923 году, в связи с закрытием этого отделения, перевёлся в Петроградский географический институт, который успешно закончил в 1925 году.

После завершения учёбы Сверлов в поисках работы сменил несколько профессий: был щёточником, культработником, преподавал географию в Ленинградской школе для слепых детей, в профессионально-технической школе для слепых Народного комиссариата социального обеспечения РСФСР им. М. В. Фрунзе и в Областной профессионально-технической школе для инвалидов. Чтобы вызвать интерес у учащихся, воспитать у них любознательность, В. С. Сверлов в процессе обучения активно использовал изготовленные им наглядные и учебные пособия, в том числе различные варианты рельефных карт и глобусов, им был изготовлен чертежный прибор для слепых.

Тифлопедагог в своих работах подчеркивал важность глобуса для обучения слепых, усовершенствовал модели глобуса, сделав их более устойчивыми и понятными для незрячих учащихся, а также изобрел теллурий для слепых – устройство для демонстрации годового движения Земли и смены дня и ночи. Сверлов использовал глобусы трёх размеров. Например, самый маленький должен был уместиться на ладони, чтобы незрячий мог ознакомиться с контурами материков. С помощью такого глобуса, утверждал Сверлов, можно легко «вспомнить маршрут кругосветного путешествия Магеллана или, скажем, восстановить в памяти основные коммуникации Англии».

В 1932 году Владимир Сергеевич был приглашён на работу в Ленинградский научно-исследовательский институт экспертизы труда инвалидов (ЛИЭТИН). Здесь он занимался, главным образом, разработкой вопросов, связанных с социальной, трудовой и психологической реабилитацией инвалидов по зрению. Одновременно он работал над повышением своего образовательного уровня – в 1935 году окончил аспирантуру при Ленинградском университете и там же защитил кандидатскую диссертацию. По приглашению профессора В. А. Гандера с января по декабрь 1939 г. В. С. Сверлов работал в Москве в Учпедгизе, разрабатывая методику изготовления рельефных карт. Затем, вернувшись в Ленинград, продолжал работать на прежнем месте.

В начальный период своей деятельности Владимир Сверлов часто выступал с публикациями в периодической печати, в том числе в специализированных изданиях – «Жизнь слепых», «Путь восовца», «В ногу со зрячими», «Слепые на социалистической стройке». Труды тифлопедагога имели опредёленную направленность: трудоустройство незрячих, ориентировка в пространстве, тифлотехника и тифлографика. Приведём названия нескольких работ молодого учёного: «Нужны ли слепым экскурсии?», «Прибор для рельефного черчения», «Восовец, овладей техникой», «Инструкция для изготовления самодельного рельефного глобуса», «О некоторых особенностях работы слепого над книгой» и другие.

В начале Великой Отечественной войны Владимир Сергеевич был эвакуирован в Иркутск, где до августа 1945 года работал заведующим учебной частью и преподавателем школы для слепых детей. Большое внимание он уделял работе с потерявшими зрение фронтовиками, о чём рассказал в статье «Опыт обслуживания слепых в тыловом госпитале», напечатанной в газете «Медицинский работник» от 30 марта 1945 года.

Актуальными проблемами в жизни инвалидов по зрению в послевоенные годы были трудоустройство и обучение брайлевской грамоте. Но существовала ещё одна, не менее важная проблема – ориентировка слепых в пространстве. В результате боевых ранений лишилось зрения около 21 тысячи человек. Немало было случаев потери зрения подростками, подорвавшихся на минах и снарядах. Тифлопедагоги, воспитатели, реабилитологи, персонал госпиталей для инвалидов Отечественной войны, которые непосредственно занимались восстановлением трудоспособности слепых, нуждались в рекомендациях – как помочь потерявшим зрение вновь стать самостоятельными людьми. Этой проблемой и занялся Сверлов. Детально разработанная тема об ориентировке незрячих в пространстве была представлена учёному Совету Института дефектологии СССР, и в 1955 году Владимиру Сергеевичу присвоены учёная степень доктора педагогических наук и звание профессора (1961 г.).

Тифлопедагоги М. И. Земцова и В. С. Сверлов провели исследования кожной чувствительности различных частей человеческого тела у военноослепших с ампутированными конечностями, что позволило не только теоретически обосновать возможности их социальной и трудовой реабилитации, но и разработать эффективную методику обучения, приобщения к человеческой культуре. В результате многие военноослепшие сумели вернуться к активной трудовой и общественной жизни.

Научная деятельность В. С. Сверлова была теснейшим образом связана с Обществом слепых. В 1920 г. был председателем Иркутского отделения Всероссийского общества слепых, переехав в Ленинград, стал одним из создателей Ленгубсовета. Начиная с 1925 г. неоднократно избирался в областное и городское правление ленинградской региональной организации и Центральное правление ВОС. Выйдя на пенсию, учёный фактически не прекращал работу. Используя свой огромный опыт, он принялся за создание музея истории Ленинградской организации ВОС.

Народный музей истории Санкт-Петербургской (Ленинградской) организации ВОС был открыт 15 мая 1970 года. Открытию музея предшествовала большая подготовительная работа, которую возглавил идейный вдохновитель создания музея, незрячий учёный, доктор педагогических наук, Почетный член ВОС Владимир Сергеевич Сверлов. Он же был назначен первым научным руководителем. При создании музея Владимир Сергеевич передал в его фонды ценные книги по тифлологии, большую коллекцию тифлоприборов и редких фотографий конца 1930-х гг., запечатлевших труд и учёбу членов ВОС. За свою научную, педагогическую и общественную деятельность он неоднократно награждался почётными грамотами Верховного Совета РСФСР, Министерства социального обеспечения и ЦП ВОС. В. С. Сверлов был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Сегодня с рассказа о создании музея и его основателе Владимире Сергеевиче Сверлове начинаются все обзорные экскурсии.

В Народном музее истории СПб РО ВОС есть один экспонат, который вызывает неизменный интерес, как у незрячих, так и у зрячих посетителей. Это изготовленный вручную глобус для незрячих детей. Когда-то он был обычным школьным глобусом, но умелые руки мастера сделали его тактильным: наклеили на его поверхность реки и границы материков из суровой нитки, гвоздиками отметили крупные города, покрыли лаком. Изготовление учебных пособий для слепых вручную еще в середине прошлого века было обычным делом, так как тактильных приспособлений для обучения не хватало. В книге «Особенности изучения русского языка и географии в начальных школах взрослых слепых» (1948) В. С. Сверлов советует учителю, при отсутствии возможности получить готовое пособие в необходимом количестве, изготовить схематические глобусы самостоятельно: «Для этого можно воспользоваться любой пластической массой: пластилином, хорошо приготовленной на масле глиной, папье-маше и др. Ещё проще воспользоваться деревянными шариками, на поверхность которых следует наклеить силуэты материалов, сделанные из пластилина, папье-маше, твердого воска или иного подходящего материала».

Научное наследие В. С. Сверлова обширно. Перу учёного и тифлопедагога принадлежит более 70 научных трудов, посвящённых широкому кругу вопросов жизни и деятельности слепых. «Характерной особенностью его исследований, писала доктор педагогических наук Мария Ивановна Земцова, – является оптимизм в подходе к пониманию потенциальных возможностей развития способностей незрячих, постоянное стремление постигать новое в науке и использовать его для улучшения жизни и труда людей».

 

Список литературы.

  • Владимир Сергеевич Сверлов // Бирючков, М. В. Силуэты. Часть 1 / Марат Васильевич Бирючков. – Текст : электронный // Школьный вестник. – URL: http://www.s-vestnik.ru/node/326 (дата обращения: 6.03.2023).
  • 12 апреля – 115 лет со дня рождения В. С. Сверлова (1898-1972), тифлопедагога. – Текст : электронный // Российская государственная библиотека для слепых : [офиц. сайт]. – 2023. – URL: https://rgbs.ru/tiflology/tiflonews/yubileynye-i-pamyatnye-daty/12-aprelya/
  • Сверлов Владимир Сергеевич (1898-1972). – Текст : электронный // Биографика СПбГУ. – URL: https://bioslovhist.spbu.ru/person/3004-sverlov-vladimir-sergeevic.html (дата обращения: 6.03.2023).
  • Сверлов, В. С. Особенности обучения географии в школах взрослых слепых / В. С. Сверлов // Шоев Ф. И. Особенности обучения русскому языку и географии в начальных школах взрослых слепых / Ф. И. Шоев, В. С. Сверлов. – Москва : Учпедгиз, 1948. – С. 34-87. Инв. № 214640 к/х
  • Сверлов, В. С. Охрана зрения, осязания и слуха в учебно-производственных предприятиях Всероссийского общества слепых / В. С. Сверлов. – Москва : Легкая индустрия, 1964. – 28 с. Инв. № а68900 к/х

 

Материал подготовила С. Г. Горбунова, главный библиограф информационно-библиографического отдела

Русский