ВЕЛИКИЕ НАСТАВНИКИ. ТИФЛОПЕДАГОГИ. Николай Анатольевич Семевский

18.05.2023 | 446 просмотра(ов)

18 мая исполняется 125 лет со дня рождения Николая Анатольевича Семевского (1898–1971), заслуженного учителя школы РСФСР, тифлопедагога, создателя методики, позволяющей незрячим и слабовидящим «читать» при помощи осязания рисунки и чертежи, выполненные рельефной линией, и самостоятельно чертить и рисовать. Более 40 лет своей деятельности Николай Анатольевич посвятил разработке тифлографики, ставшей новым предметом в обучении незрячих.

Николай Анатольевич Семевский родился в Москве в семье служащих. С 1909 по 1918 гг. он учился в Московском частном реальном училище инженеров Ф. Ф. Виноградова и Е. Я. Козинцова. В сентябре 1918 г. поступил на первый курс инженерного отделения Тимирязевской сельскохозяйственной академии, но не прошёл полный курс обучения. С 1923 г. работал помощником начальника Лучковских государственных заводов во Владимирской губернии. В 1925 г. перешёл на работу в заводское конструкторское бюро на должность инженера-рационализатора, а затем был откомандирован в Москву на должность заведующего отделом снабжения Лучковских заводов. Одновременно занимался частной практикой – преподавал черчение на дому. Почувствовав призвание к педагогической деятельности, перешел в 1926 г. на работу в систему Высшего совета народного хозяйства. В 1931 г. закончил чертёжно-конструкторские курсы. В 1933 г. Московский городской отдел народного образования направил Н. А. Семевского в Московский институт для слепых детей (так называлась в то время школа-интернат на 1-ой Мещанской улице) для постановки преподавания черчения строительства. Это и определило его дальнейшую судьбу.

Впоследствии Н. А. Семевский не раз вспоминал свой первый урок в школе-интернате. Он говорил о красоте форм, линий, красок, о дирижабле, парящем в небе. Его слушали молча, но не понимали, – он чувствовал это. Растерянность, неуверенность в себе овладели молодым педагогом. Коллеги посоветовали не отчаиваться и свои объяснения сопровождать показом. Глаза слепых – пальцы. Тогда он стал искать. Придумал из воска и вара смесь – «бумагу». Вместо карандаша – гвоздь, вместо ластика напёрсток... Таковы были первые шаги к будущему изобретению – широко известному теперь тифлографическому прибору Семевского.

Большую часть своей жизни Н. А. Семевский разрабатывал новые методики обучения слепых в области рельефного черчения и рисования. Войдя в мир незрячих детей, Семевский начал работать над созданием учебных пособий по тифлографике. Цель, которую поставил перед собой учитель – дать своим ученикам правильное представление об объёме и форме разнообразных предметов при помощи рельефных рисунков, планов, схем и тому подобных изображений. Невозможно переоценить значение информации, которую несут иллюстрации в книге, и прежде всего в книге учебной. Семевский был убеждён, что умение читать графические изображения и делать их самостоятельно не только расширяет кругозор учащегося и облегчает его контакты с предметами окружающего мира, но и помогает при усвоении многих предметов школьной программы, таких, как геометрия, физика, география.

С 1934 г. Семевский конструирует тифлографические приборы и все инструменты и принадлежности к ним. Первое авторское свидетельство на прибор Николай Анатольевич получил в 1935 г. Всего им было сконструировано пять вариантов тифлографических приборов. В 1945 г. успешно завершилась экспериментальная работа по внедрению прибора Семевского, с помощью которого слепые дети легко выполняли чертежи по геометрическому, проекционному и техническому черчению, вычерчивали учебные схемы, рельефные графики и таблицы.

Специальный тифлографический прибор для графических работ, сконструированный Н. А. Семевским, состоит из пластины органического стекла размером 308 х 226 мм со слоем мастики – смеси воска с битумом, и комплекта инструментов: рейсфедера, циркуля, треугольника, рейсшины, уравнителя и др. Чертёж наносится на мастику. Хранится и переносится прибор в футляре, похожем на портфель.

Во время Второй мировой войны Семевский работал преподавателем черчения в калужском техникуме коммунального строительства, был внештатным сотрудником Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР. В этом качестве руководил курсами повышения квалификации тифлопедагогов.

Благодаря научным разработкам Н. А. Семевского Министерство просвещения РСФСР в 1954-1955 гг. ввело в учебный план школ для слепых детей новый предмет тифлографику (рельефное черчение и рельефное рисование). Н. А. Семевский разработал методику преподавания рельефного черчения и рельефного рисования в школах для слепых, составил альбомы рельефных чертежей и схем. Незрячие получили возможность читать рельефные рисунки и чертежи, а также самостоятельно их выполнять. Это значительно улучшило процесс обучения в школах для слепых и положительно повлияло на подготовку слепых к трудовой деятельности.

Семевский считал, что рельефное рисование незаменимо в эстетическом воспитании незрячих. Свои размышления об этом он изложил в статье «На пути к прекрасному», опубликованной в журнале «Жизнь слепых» за 1966 год. «Занимаясь в течение многих лет обучением слепых детей тифлографике (в младших, средних и старших классах), я пришёл к убеждению, что эстетическое воспитание их на уроках тифлографики не только возможно, но и необходимо. Тифлографика позволяет ученикам приобщаться к восприятию таких областей искусства, как рисунок, живопись, архитектура, знакомит с выдающимися художественными произведениями более непосредственно, нежели через словесное их описание. Не исключено, что при свободном владении техникой тифлографики незрячие смогут создать изобразительные произведения, представляющие художественный интерес».

В кабинете тифлографики московской школы для слепых детей был создан ряд иллюстрированных фонофильмов: «Экскурсия в Московский Кремль», «Сосуды различных времён и народов» и др. Текстовой материал, сопровождаемый музыкальным и шумовым оформлением, записывался на магнитную плёнку. Каждый из учеников в классе получал специально составленный к этому фильму альбом рельефных иллюстративных изображений. Все рисунки в альбоме снабжались надписями по Брайлю. Работа учащихся с такими альбомами формировала у ребят представление о живописных полотнах и скульптурах, архитектурных памятниках, фарфоровых и керамических изделиях.

В 1956 году, когда работа Н. А. Семевского получила официальное признание, тифлографика была впервые введена в качестве обязательного предмета обучения не только в специальных школах для слепых детей Российской Федерации, но и в союзных республиках. До этого тифлографика нигде в мире систематически не преподавалась, делались лишь отдельные попытки обучить незрячих умению «читать пальцами» рельефные изображения на плоскости.

Какой резонанс имело включение в школьную программу тифлографики? Вот как оценил плоды труда Н. А. Семевского главный редактор журнала «Курьер Юнеско» С. Коффлер: «Я посетил много школ для слепых в разных странах мира, но то, что я увидел здесь, взволновало меня больше, чем всё, что я видел в других местах. Техника тифлографики, разработанная в этой школе, открывает новые перспективы и горизонты миллионам слепых детей всего мира...».

После успешного введения тифлографики в советских школах для слепых преподавание этого предмета стало внедряться в учебные заведения зарубежных стран. Желая дать представление о новом предмете зарубежным читателям, Н. А. Семевский в 1957 г. напечатал в парижском журнале «Курьер Юнеско» статью «Графика слепых».

О том, как тифлографика Н. А. Семевского вошла в жизнь незрячих школьников, на Московской киностудии документальных фильмов был снят фильм «Во имя человека», который демонстрировался на экранах Советского Союза и 19-ти стран мира.

Труд Николая Анатольевича Семевского был отмечен. Педагога-новатора наградили значком «Отличник народного просвещения» и удостоили почётного звания «Заслуженный учитель школы РСФСР». Учитывая заслуги в деле улучшения обучения и воспитания слепых детей, ему после выхода на заслуженный отдых была назначена персональная пенсия республиканского значения.

 

Список литературы.

  • Николай Анатольевич Семевский // Бирючков, М. В. Силуэты. Часть 1 / Марат Васильевич Бирючков. – Текст : электронный // Школьный вестник. – URL: http://www.s-vestnik.ru/node/326 (дата обращения: 7.05.2023).
  • Николай Анатольевич Семевский. – Текст : электронный // Образование. Наука. Культура : биобиблиографическая энциклопедия. – URL: http://www.dates.gnpbu.ru/3-8/Semevsky/Semevsky.html (дата обращения: 7.05.2023).
  • Семевский, Н. Обучение графике в школе слепых : пособие для учителей / Н. Семевский. – Москва : Учпедгиз, 1952. – 207 с. № 264334 к/х

 

Материал подготовлен С. Г. Горбуновой, главным библиографом информационно-библиографического отдела.

Русский