ВЕЛИКИЕ НАСТАВНИКИ. ТИФЛОПЕДАГОГИ. Мария Ивановна Земцова

09.08.2023 | 796 просмотра(ов)

9 августа 2023 года исполняется 120 лет со дня рождения Марии Ивановны Земцовой (1903-1994), доктора педагогических наук, профессора, крупнейшего специалиста в области тифлопсихологии и тифлопедагогики.

Мария Ивановна Земцова родилась в с. Хлебновка Балаковского района Саратовской области в крестьянской семье. После смерти матери в 1911 г., жила с отцом и помогала по хозяйству. С 1917 по 1921 г. училась в школе, а после её окончания работала педагогом-воспитателем в детском доме г. Пугачева Саратовской области. С 1923 по 1925 гг. Мария Ивановна заведовала библиотекой в г. Куйбышеве. В 1926 г. она поступила в Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского на педагогический факультет, где слушала лекции по тифлопедагогике профессора А. А. Крогиуса. После окончания университета в 1930 г. Земцова была оставлена аспиранткой на кафедре психологии, а в 1931 году перевелась в аспирантуру Московского института психологии.

В 1934 г. Мария Ивановна начала работу в качестве старшего научного сотрудника в Центральном институте экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов (ЦИЭТИН). Позднее заведовала там же отделением трудового устройства и обучения слепых.

В 1936 году защитила кандидатскую диссертацию по психологии на тему «Психофизиологические особенности обучения слепых», параллельно училась на вечернем отделении естественного факультета Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина (1936-1940 гг.).

В годы Великой Отечественной войны Мария Ивановна работала директором неполной средней школы в селе Ново-Захаркино Саратовской области, куда была эвакуирована вместе с ребятами, организовала лабораторию при ЦИЭТИНе по обучению военноослепших металлообработке, курсы по подготовке незрячих телефонистов.

Более тридцати лет с 1948 г. М. А. Земцова возглавляла сектор тифлопедагогики НИИ дефектологии АПН СССР. По её инициативе были созданы проблемные тифлопедагогические лаборатории в Москве, Свердловске (ныне Екатеринбург), Горьком (ныне Нижний Новгород). В лаборатории по физическому воспитанию под руководством Б. В. Сермеева в г. Горьком были объединены кафедры физкультуры двух институтов: педагогического и иностранных языков; в Московской очно-заочной школе для слепых и слабовидящих под руководством Н. Г. Матвеева действовала лаборатория по разработке программно-методических пособий. Тифлолаборатория, которой М. И. Земцова руководила с 1972 года, успешно решала научные проблемы обучения, воспитания и трудовой подготовки детей с нарушениями зрения.

Мария Ивановна Земцова – крупнейший специалист в области тифлопсихологии и тифлопедагогики, доктор педагогических наук (1958 г.), профессор (1962 г.), опубликовала свыше 100 работ по проблемам образования, воспитания, трудовой подготовки детей с нарушениями зрения, компенсации и коррекции нарушенных функций при слепоте и слабовидении. Большое научное значение имеют её исследования компенсаторных процессов у слепых детей. В этих исследованиях глубоко раскрыты закономерности формирования механизмов компенсации при заболеваниях и травматических поражениях органа зрения, пути и средства педагогического воздействия в целях замещения и восстановления нарушенных функций органа зрения.

В докторской диссертации и монографии «Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности» М. И. Земцова обобщила богатый опыт работы школ нашей страны и зарубежных стран, приёмы и методы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения, конкретизировала их для работы учителя спецшколы. Сформулированные ею теоретические принципы легли в основу «Книги для учителя школы слепых».

Все годы работы в НИИ дефектологии АПН СССР М. И. Земцова была генератором научных идей. Глубоко чувствуя требования времени, она сумела не только определить первостепенные задачи, но и направить на их выполнение учёных, педагогов, врачей и инженеров. Так создавалось под редакцией М. И. Земцовой пособие «Трудовое обучение в школе слепых и слабовидящих», которое было разработано на основе многолетних экспериментальных исследований и обобщений передового опыта лучших учителей школ Москвы, Ленинграда, Свердловска, Горького, Новочеркасска, Перми, Гродно и других городов страны.

Для более глубокого и всестороннего исследования проблем трудового политехнического обучения детей с нарушениями зрения М. И. Земцова привлекала специалистов из разных научно-исследовательских учреждений, а также учителей из разных школ страны. Здесь ярко проявился её организаторский талант. В работе принимали участие аспиранты сектора тифлопедагогики НИИ дефектологии АПН СССР, научные сотрудники Московского научно-исследовательского института глазных болезней имени Гельмгольца, Центрального научно-исследовательского института экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов, сектора дидактики Института общего и политехнического образования АПН СССР. Технические средства разрабатывались Свердловской тифлолабораторией НИИ дефектологии АПН СССР. Были использованы материалы кандидатских диссертаций, выполненных под руководством М. И. Земцовой («Обучение слепых токарному делу» Н. С. Кузина, «Сенсорное воспитание слепых детей в условиях трудового обучения» И. С. Моргулиса и др.).

Привлечение специалистов различных профессий способствовало обогащению содержания, форм и методов трудового обучения, развитию у учащихся умственных и физических способностей в процессе трудового обучения с учётом индивидуальных особенностей и состояния зрения.

Особое внимание М. И. Земцова уделяла Московской школе для слепых детей, которая в то время являлась научной лабораторией по разработке проектов учебных планов, программ, учебников, учебно-наглядных и научно-методических пособий для спецшкол. Научные исследования, проводимые и организованные талантливым тифлопедагогом, обогатили практику учебно-воспитательной и коррекционной работы школ слепых и слабовидящих детей.

Под руководством и при активном участии Земцовой разработаны система образования слепых и слабовидящих детей, школьные программы, учебные и методические пособия для школ слепых и слабовидящих детей. В работе Мария Ивановна проявляла творческий подход к решению проблем, инициативу научного руководителя, умение сочетать теоретические исследования с практикой внедрения теории в работу спецшкол.

М. И. Земцова оставила после себя ценное научное наследие в виде монографий, учебников, публикаций в зарубежных изданиях, научно-популярных книг, брошюр, статьи, переводов, методических пособий, лекций, писем. Монография Марии Ивановны «Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности» и три сборника: «Книга для учителя школы слепых», «Трудовое обучение в школе слепых и слабовидящих», «Дети с глубокими нарушениями зрения», вышедшие под её редакцией – были удостоены первой премии АПН СССР.

М. И. Земцова представила в Министерство просвещения СССР номенклатуру дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения, куда вошли ясли-сад, детский сад, дошкольное отделение при школах слепых и слабовидящих детей. Эта система обеспечивала раннюю коррекцию и компенсацию дефектов зрения, что имело важное значение для процесса реабилитации.

Большую работу проводила М. И. Земцова по подготовке научных кадров по тифлопедагогике и тифлопсихологии. Под её руководством защитили кандидатские диссертации многие тифлопедагоги Москвы, Горького, Одессы, Свердловска и других городов. М. И. Земцова не только принимала активное участие в международных конгрессах, постоянно выступала с докладами, лекциями, но и руководила организацией и проведением научно-практических конференций, курсов, семинаров, педагогических чтений.

М. И. Земцова являлась членом Всемирного Совета благосостояния слепых, членом Всемирного Совета по образованию лиц со зрительной недостаточностью, Почётным членом Всероссийского общества слепых, где вела общественную работу, кроме того, состояла в редколлегии журналов «Дефектология» и «Советский школьник».

За успехи, достигнутые в развитии тифлопсихологии и тифлопедагогики, за активное распространение научных знаний в стране и за рубежом, за создание системы обучения, воспитания и трудовой подготовки учащихся с нарушениями зрения Мария Ивановна Земцова награждена орденом Трудового Красного Знамени, медалями: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «В память 800-летия Москвы», «За трудовую доблесть», «За доблестный труд» (к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина), К. Д. Ушинского (Министерство просвещения РСФСР), А. С. Макаренко (Министерства просвещения Украины), ВДНХ, а также значками: «Отличник просвещения БССР», «Отличник просвещения Грузинской ССР», «Отличник здравоохранения СССР». Она награждена Почетными грамотами Президиума АПН СССР, Министерства социального обеспечения РСФСР, Всероссийского общества слепых.

 

Список литературы.

  • Земцова, М. И. Пути компенсации слепоты процессе познавательной и трудовой деятельности / М. И. Земцова. – Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956. – 419 с.    № 349801 к/х
  • Земцова, М. И. Школьное образование слепых и слабовидящих в СССР. Материалы к сессии / М. И. Земцова. – Москва, 1972. – 27 с.    № 819697 к/х
  • Земцова, М. И. Учителю о детях с нарушениями зрения / М. И. Земцова. – Москва : Просвещение, 1973. – 159 с.     № 850958 цч
  • Земцова Мария Ивановна – Текст : электронный // Музей Института коррекционной педагогики : [офиц. сайт] – URL: https://museum.ikprao.ru/peoples/zemczova-mariya-ivanovna/vospominaniya (дата обращения: 20.07.2023).

 

Материал подготовила С. Г. Горбунова, главный библиограф информационно-библиографического отдела

Русский