ВЕЛИКИЕ НАСТАВНИКИ. Педагог-экспериментатор

13.06.2023 | 440 просмотра(ов)

Станислав Теофилович Шацкий родился 145 лет назад, 13 июня 1878 года, на Смоленщине в семье военного чиновника. В 1896 году он окончил Шестую московскую гимназию. Там юноша увидел и осознал, что в классической гимназии ученик не имеет возможности в полной мере, свободно реализовать свои способности, талант, потребности и интересы.

«...Когда я учился, то постоянно чувствовал, что так, как меня учили, не надо ни учиться, ни учить. И моя педагогическая вера выросла из отрицательной оценки педагогики, применённой к себе»

В 1893 году Станислав Теофилович поступил на математический факультет Московского университета, затем – в Петровскую (ныне Тимирязевскую) земледельческую академию. В 1899-1901 годах юноша занимался в Московской консерватории по классу вокала. Одновременно с большим успехом гастролировал по России. Его даже пригласили в труппу Большого театра. Но Шацкий свой жизненный путь определил – педагогика, образование, дети. Он был настоящим «властителем дум» учительства. И первый урок, который он даёт нам, – педагог, учитель должен быть всесторонне образованной, развитой, гармоничной личностью, только тогда его ждёт настоящий успех.

Во время учёбы значительное влияние на С. Т. Шацкого оказало знакомство с педагогической теорией Л. Н. Толстого, опытом его работы в Яснополянской школе для крестьянских детей.

Первой попыткой реализации этой идеи стало создание Шацким в 1905 году маленькой сельской коммуны. Так начала свою работу Щёлковская коммуна-колония с трудовым и художественным образованием и воспитанием, детским самоуправлением.

С. Шацкий вместе с А. У. Зеленко и другими энтузиастами создавал первые в России детские клубы, один из которых назывался «Сетлмент». С. Т. Шацкий назвал его своим «первым педагогическим делом». В клубе реализовывалась идея «детского царства», в котором всё подчинялось главной цели: создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития детей. В основу были положены основополагающие идеи и традиции отечественной педагогики: общественно-полезный труд, детское самоуправление, неподдельный интерес к личности детей, повседневный и повсеместный учёт их интересов, запросов. Несмотря на то, что «Сетлемент» вызвал большой интерес в обществе и педагогических кругах, в 1908 году он был закрыт за «попытку проведения социализма среди детей», а С. Т. Шацкий арестован.

Изучение западного опыта утвердило С. Т. Шацкого в мысли о том, что реализация намеченных планов не должна ограничиваться только хорошим техническим оснащением школ и чёткой организацией учебного процесса. Для подлинного успеха в учёбе и воспитании, считал педагог, необходимо активное творческое знакомство детей с миром и его освоение, которое невозможно без оригинальных идей и замыслов, рождённых на российской, национальной почве: «Я заграницу только почитаю за устойчивость и практику, а им не хватает идей свежих, широких».

С 1910 года Шацкий руководил обществом «Детский труд и отдых». В 1911 году основал летнюю детскую колонию «Бодрая жизнь».

Основой всей жизни колонии стало гармоничное сообщество детей и взрослых, строившееся на принципах общественного самоуправления. В результате решались глобальные, стратегические задачи: осуществлялась взаимосвязь учебной, воспитательной, трудовой и эстетической деятельности, выстраивались и гармонизировались взаимоотношения воспитателей и воспитанников, отслеживалась динамика развития детского сообщества. На основе опытной экспериментальной площадки (станции) по детскому обучению и воспитанию закладывалась новая для России модель трудовой школы, школы-коммуны.

В 1919 году С. Т. Шацкий создал знаменитую Первую опытную станцию по народному образованию Наркомпроса РСФСР. Большое внимание здесь уделялось формированию у детей творческого начала, пробуждению в них потребности к повседневному самостоятельному поиску. С. Т. Шацкий любил говорить детям: «Ты сам до этого дойди».

С. Т. Шацкий всегда непримиримо боролся с равнодушием, формализмом и рутиной в педагогическом деле: «Серость жизни для детского возраста, для подростка и юноши является настоящим ядом».

В 1932-1934 годах С. Т. Шацкий руководил Центральной экспериментальной лабораторией Наркомпроса РСФСР и одновременно был директором Московской консерватории – до своей скоропостижной смерти 30 октября 1934 года.

Основные труды Шацкого собраны в двух книгах: «Годы исканий» и «Бодрая жизнь». Эти названия символичны, они как бы определяют содержание всей жизни Станислава Теофиловича.

Сегодня внимание к личности и деятельности замечательного учёного и практика всё более возрастает, поскольку его педагогические дарования и интересы были бесконечно разнообразны. По выражению М. В. Богуславского «Главная заслуга С. Т. Шацкого состоит в том, что он впервые в России целостно рассмотрел влияние условий среды на социализацию ребенка. Ему также принадлежит первенство в выработке таких вопросов, как самоуправление школьников, лидерство в детском сообществе и, конечно, главное – деятельность школы как комплекса учреждений, реализующих преемственность и целостность в воспитании».

 

Цитаты из педагогических трудов Шацкого:

«К исследованию ребёнка побуждает жизненная необходимость, могучий инстинкт, доставшийся ему по наследству от предыдущих поколений: если ребёнок не будет всего ощупывать, осматривать, лизать, нюхать, то ведь он погибнет среди этих острых, твёрдых, горячих, высоких, тяжёлых предметов, которые грозят ребёнку ежеминутной опасностью. Но у него есть реальное оружие самозащиты и приспособления – это его инстинкт исследования».

«Мы, взрослые люди, часто не подозреваем, как много страха дети испытывают в своей жизни… Мы сами того не замечаем, как часто наполняем детскую жизнь страхом. Это происходит потому, что мы весьма много детям угрожаем с самых маленьких лет; мы действуем на них при помощи страха».

«Нет, не надо пугать детей, это слишком дорого им обходится, нужно их воспитывать смелыми, жизнерадостными и бодрыми».

 

Материал подготовила на основе информации из открытых источников и фондов библиотеки Н. Е. Орлова, главный библиотекарь отдела социально-экономической литературы

Русский