ВЕЛИКИЕ НАСТАВНИКИ. Опередивший время...

13.03.2023 | 866 просмотра(ов)

Антона Макаренко ЮНЕСКО считает одним из главных педагогов мира в XX веке. Педагогическая система, созданная им, оказала влияние на всю отечественную и мировую педагогику.

Антон Макаренко родился 13 марта 1888 года в семье работника железнодорожной станции, расположенной в городе Белополье Сумского уезда. Антон учился в железнодорожном училище, а после окончания педагогических курсов стал преподавать здесь.

Работая учителем, Макаренко изучает педагогическую и философскую литературу. Его внимание привлекают труды А. И. Пирогова, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, но особенно глубоко изучает он работы К. Д. Ушинского. После девяти лет педагогической деятельности Антон Семёнович поступает в Полтавский учительский институт, который оканчивает с отличием. За выпускную работу «Кризис современной педагогики» А. С. Макаренко получил золотую медаль.

В это время пробует свои силы в писательской деятельности. Первый свой рассказ – «Глупый день» – Макаренко отправляет Горькому. В ответ писатель присылает Антону письмо, где безжалостно критикует произведение. После провала Макаренко 13 лет не предпримет попыток написать книгу. Но отношения с Горьким педагог будет поддерживать на протяжении всей жизни.

После окончания института он снова возвращается в железнодорожное училище, где работает сначала учителем, а потом становится директором. Далее вступает в должность заведующего детским домом для несовершеннолетних правонарушителей под Полтавой, где и начинает развивать собственную систему перевоспитания. Затем Макаренко переходит в коммуну имени Дзержинского, расположенную рядом с Харьковом, и вновь начинает писать.

Его первым и нерушимым правилом было никогда не вспоминать о прошлом колонистов. Макаренко не исправлял их, а учил, как можно жить по-другому. И главным его инструментом был честный совместный созидательный труд, не оставляющий времени ни на что другое.

Жизнь, быт, достижения коммуны имени Ф. Э. Дзержинского подробно описаны Антоном Семёновичем в повестях «Марш 30-го года», «ФД-1» и «Флаги на башнях». Главные достижения его работы: все коммунары получали полное среднее образование, приобретали по три-четыре профессии на уровне высоких разрядов, коммуна работала на хозрасчёте. В ней выпускали сначала электроинструменты, а затем и лучший в то время советский фотоаппарат.

Однажды немецкая делегация приехала в коммуну. У одного из делегатов воспитанники заметили фотоаппарат Leica новой модели. Они незаметно умыкнули его, быстро разобрали, сделали чертежи конструкции, затем опять собрали аппарат и вернули владельцу. Так появился фотоаппарат «ФЭД» (Феликс Эдмундович Дзержинский).

В эти годы Антон Семёнович одновременно создаёт один из шедевров отечественной литературы – «Педагогическую поэму». Макаренко писал: «Вообще: если писать книгу, то только такую, чтобы сразу стать в центре общественного внимания, завертеть вокруг себя человеческую мысль и самому сказать нужное сильное слово».

В 1935 году Макаренко переводится в Киев на должность заместителя начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР, а через два года переезжает в Москву, где целиком отдаётся литературной деятельности. Здесь он при участии жены создаёт «Книгу для родителей», удивительный симбиоз художественных очерков, публицистических эссе и педагогических раздумий. Антон Семёнович пишет ряд статей, часто выступает с лекциями.

Работал он в те годы, как, впрочем, и всю жизнь, много, не жалея сил. Непомерные нагрузки, незаслуженная травля сделали своё дело. 1 апреля 1939 года Макаренко скоропостижно скончался в вагоне пригородного поезда. Он прожил всего 51 год.

Антон Макаренко был женат дважды. Отдавая всё своё время воспитанникам, Макаренко так и не стал отцом. Зато заменил отца пасынку и племяннице. Знаменитая актриса Екатерина Васильева – внучатая племянница Макаренко.

Его педагогическая концепция пронизана заботой о судьбе каждого ребёнка, а развитие личности составляет содержательную основу воспитания и обучения. Причём главная задача в работе педагога определяется в его концепции не как воздействие на ребёнка, а как содействие его развитию, стимулирование верного направления этого развития с целью раскрытия сил и способностей каждой личности.

«Человек должен быть счастливым», – утверждает педагогика А. С. Макаренко.

Рассмотрим основную проблематику теоретического наследия педагога-новатора.

- Воспитание и развитие личности.

А. С. Макаренко исходил из того, что только в процессе деятельности детей, и обязательно всякой деятельности – учебной, трудовой, бытовой, игровой и т.п., в результате упражнения вовлечённых в нее естественных сил детей происходит развитие этих сил, а вместе с тем и образование соответствующих содержанию и характеру деятельности знаний, умений, навыков, привычек, взглядов, формирование личности в целом.

Развитие личности, по Макаренко, составляет содержательную основу воспитания. Макаренко утверждает: жизнь – главный воспитатель ребёнка.

- Педагогическая логика.

Среди новых терминов в педагогической теории Макаренко есть и такие, которые мы используем сегодня. Среди них «педагогическое мастерство», «стиль жизни коллектива», «ближняя, средняя и дальняя перспективы». За каждым этим термином стоит философия педагогической логики А. С. Макаренко.

А. С. Макаренко утверждал, что любое направление педагогической деятельности нельзя унифицировать, оно обязательно должно сочетаться с другими. Так, по его убеждению, труд детей без идущего рядом образования и воспитания будет просто нейтральным процессом, не дающим положительных результатов.

- Программа личности.

Педагог должен ясно себе представлять, каким он видит своего воспитанника на выходе. Он должен проектировать личность. При этом должны быть две воспитательные программы. Одна общая, рассчитанная на всех детей. Все они, к примеру, должны быть трудолюбивыми, честными, образованными людьми. Но кроме этого нужна ещё и программа, рассчитанная на конкретного ребёнка, предусматривающая полное раскрытие его личных способностей и интересов.

- Личность и коллектив.

Макаренко открыл основную форму организации жизни детей – воспитательный коллектив. Для Макаренко нет дилеммы – личность или коллектив. Его идеал – гармония личности и коллектива. Коллектив – не безликая серая масса, а живое развивающееся содружество товарищей, объединённых общим делом, живой организм, живущий по своим законам.

- Мастерство педагога.

Педагогическое мастерство – сложный комплекс знаний и умений, считал А. С. Макаренко. Причём он был убежден, что этому можно научиться. Учитель обязан передавать свои умения другим, должен воспитывать своих учеников, чтобы иметь своих последователей

- Педагогика реального гуманизма.

Лучше всего иллюстрирует реализм макаренковского гуманизма стремление помочь обездоленным детям.

Свыше трёх тысяч детей, в том числе с изломанным детством, прошли через педагогические руки и человеческое сердце Антона Семёновича Макаренко, и ведь ни один из них не попал в тюрьму, не оказался полицаем в годы войны, не покинул Родину в трудное для неё время, нет среди них ни подлеца, ни труса.  

Его имя давно стало по-хорошему нарицательным, и не зря даже сейчас отдельные правила управления командой «по Макаренко» берут на вооружение топ-менеджеры крупных корпораций.

 

А. С. Макаренко, электронная библиотека произведений

 

Материал подготовила на основе информации из открытых источников и фондов библиотеки Н. Е. Орлова, главный библиотекарь отдела социально-экономической литературы

Русский