ВЕЛИКИЕ НАСТАВНИКИ. Гуманная педагогика Амонашвили

28.04.2023 | 1316 просмотра(ов)

Трудно представить, что всемирно признанный учёный, удостоенный высоких научных степеней и правительственных наград, Шалва Александрович Амонашвили до седьмого класса был двоечником и не любил учиться. Всё изменилось, когда в школу пришла новая учительница. Она не стала ставить на Шалве клеймо отстающего и не стыдила его перед классом. Вместо этого она отнеслась к нему с теплотой и уважением и проявила искренний интерес к его стихам. Через три года Шалва Амонашвили окончил школу с золотой медалью.

В институте Шалва Александрович устроился вожатым в пионерлагерь. Ставил с детьми спектакли, организовывал походы и со временем понял, что его призвание – преподавание. В 1955 году он с отличием окончил университет и устроился в НИИ педагогики Грузии. Параллельно преподавал в школе историю, литературу и даже труд.

В 1960 году Амонашвили защитил диссертацию по педагогике... и отказался от неё спустя несколько лет, признав, что ошибался. 

Как бы гениально ни была составлена учебная программа, её эффективность зависит исключительно от учителя – от его манеры преподавания и отношения к детям. Это открытие вдохновило Амонашвили на поиск нового подхода. В своих поисках учёный изучал идеи великих педагогов прошлого, психологию, философию Рерихов и основы мировых религий. Эти идеи и собственные исследования Амонашвили легли в основу гуманно-личностной педагогики.

«Была поставлена задача – уйти от авторитаризма. Я отучался кричать, наказывать, смотреть на детей сверху вниз, старался не ущемлять их чувство собственного достоинства… Дети начинали всё больше мне доверять, спешили поговорить и поспорить со мной».

С 1964 года гуманно-личностный подход стал применяться в грузинских школах в качестве эксперимента, целью которого было вырастить не юных гениев и даже не сознательных членов общества, а «просто хороших людей». В 1970-х годах эксперимент продолжился в Москве: 40-летний доктор педагогических наук принял руководство школой для «проблемных» детей и за два года превратил её в одну из самых преуспевающих школ столицы.

В настоящее время Шалва Александрович возглавляет Академию гуманной педагогики, которая разрабатывает учебные программы для детей, учителей и родителей. В 2023 году учёному исполнилось 92 года, но он продолжает проводить семинары, читать лекции и издавать статьи. 

 

Принципы гуманно-личностной педагогики

 

Суть подхода бесконечно проста и сложна одновременно: ребёнка надо любить, во всех его проявлениях. 

«Надо одинаково любить и шалун и послушного, и сообразительного и тугодума, и ленивого и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство».

 

Задача учителя – помочь и подсказать. Подружиться с учеником, полюбить его и заслужить его уважение. Не просто давать информацию, а терпеливо излагать своё мнение и слушать мнение учеников. Особенно опасно неверие в ребёнка – предубеждение, что он изначально не способен учиться без палки. Чтобы обучение приносило плоды, каждый ребёнок должен чувствовать, что учитель желает ему добра и принимает таким, какой он есть.

«Лучше педагогу не входить в школу с озлобленной душой, чтобы не калечить души детей; лучше не входить в школу без ясной цели и воспитательных намерений, чтобы не навязывать детям воспитательные импровизации, вызывающие недоумение и растерянность детей; лучше не входить в школу из вчерашнего дня, без самообновления, чтобы не нести с собой скуку и однообразие; лучше не приходить к детям без веры в педагогику, чтобы не сеять в них неуверенности в самих себе и в своём педагоге».

 

Цель наказания не в том, чтобы совершить общественное правосудие или лично учительское возмездие, а в том, чтобы передать ребёнку чувство огорчения от неудачи. Суть наказания при этом такова, что ребёнок переживает обиду из-за того, что огорчил любимого человека, и чувствует решимость оправдать его ожидания и доверие.

 

Ш. А. Амонашвили убеждён, что воспитание всегда должно предшествовать обучению. Но вырастить достойного человека при помощи отвлечённых нравоучений невозможно. Вечные ценности усваиваются в том случае, если учитель искренне верит в них и может рассказать о них ребёнку на его языке. И показать на своём примере.

 

Амонашвили уверен, что каждый ребёнок рождается на Земле с определённой задачей. Задача учителя – помочь детям найти призвание и раскрыть таланты. Для этого нужно быть оптимистом – уметь видеть в них лучшее.

 

Приведем несколько высказываний Шалвы Александровича, адресованных учителям. В них отражена вся суть гуманно-личностной педагогики. 

Любите детей. Хотя бы мысленно.

Учителя — это спасательный отряд судеб детей.

Раздражённый учитель не имеет права соприкасаться с детьми. Войди в класс с благоговением. Перед тобой посланники в будущее.

Нет ничего важнее, чем святая душа ребёнка. Думайте о себе с позиции детей – как они на вас смотрят, что они о вас думают.

В каждом ребёнке надо видеть явление. Хороший учитель не будет растить детей, которые требуют выравнивания.

Мудрость учителя – направить величайшую энергию шалости на познание и позитивное взросление.

Главное – не знания, умения и навыки, а отношение ребёнка к ним.

Раз стал учителем – будь героем.

 

Ш. А. Амонашвили – автор более 70 книг с размышлениями о гуманной педагогике, психологии, культуре и философии.

 

Познакомиться с работами Шалвы Александровича можно, перейдя по ссылке: https://sharlib.com/author/44207#

 

Информацию подготовила заведующая отделом социально-экономической литературы С. П. Колчина

Русский