Мировая культура, классическая и современная, знает много писателей, посвятивших себя педагогике. В их жизни было две взаимодополняющих грани творчества: литература и педагогическая деятельность.
В рамках месячника педагогической литературы, проводимого в Год педагога и наставника в Национальной библиотеке имени С. Г. Чавайна, отдел периодических изданий предлагает вспомнить имена известных писателей, которые проводили своё время не только за рукописями, но и у школьной доски, просвещали или помогали в сфере образования. В ряду этих писателей выделяется имя Василия Андреевича Жуковского.
В. А. Жуковский родился 29 января (9 февраля) 1783 года в селе Мишенское Белёвского уезда Тульской губернии. Внебрачный сын помещика Афанасия Ивановича Бунина и пленной турчанки Сальхи (в крещении – Елизавета Дементьевна Турчанинова). Мальчика усыновил и дал ему свою фамилию и отчество обедневший помещик Андрей Григорьевич Жуковский, знакомый А. И. Бунина, живший в их доме.
В 1797 году четырнадцатилетний Василий Жуковский поступил в Благородный пансион при Московском университете. Юноша с особым усердием изучал рисование, словесность, историю, французский и немецкий языки и скоро стал одним из первых учеников. После окончания пансиона был определён чиновником в Соляную контору. Но сама натура поэта, впечатлительная и ранимая, противилась размеренной и упорядоченной работе чиновника, и при первой же возможности Жуковский ушёл в отставку.
В тот период он начал пробовать свои силы на педагогическом поприще – в качестве домашнего учителя дочерей своей старшей сводной сестры Е. А. Протасовой. А в 1817 году в жизни Жуковского происходит важный поворот. Поэт становится учителем русского языка у невесты великого князя Николая Александровича, прусской принцессы Шарлотты, ставшей после венчания великой княгиней Александрой Фёдоровной.
Уже маститый поэт, почётный член, а затем и академик Петербургской академии наук, он пользовался доверием императорского двора, и осенью 1826 года был назначен на должность «наставника» наследника престола, будущего императора Александра II. Для юного царевича В. А. Жуковским была разработана индивидуальная программа обучения, состоящая из трёх этапов и охватывающая возраст от 8 до 20 лет – невиданный ранее в русской истории педагогический проект. Конспективный план, представленный в 1826 году на суд отца, императора Николая I, был снабжён бесценными примечаниями: поэт изложил своё видение, как воспитать «либерала на троне». Главную задачу в воспитании В. А. Жуковский видел в том, чтобы «указать путь душе молодого царевича не только понимать всё прекрасное, но любить прекрасное с тем, чтоб душа его находила удовольствие делать доброе и чувствовала сама отвращение ко злу».
Вначале В. А. Жуковский сам преподавал наследнику русский язык, грамматику, историю, физику и химию. Наставник старательно отбирал книги для чтения. Часть книг юноша должен был читать один, часть – читали они вместе, чтобы потом обсудить прочитанное. По настоянию В. А. Жуковского военным дисциплинам цесаревича Александра стали обучать лишь с 11 лет, а не с 9, как было принято ранее. Мечта Жуковского воспитать из наследника престола не военного, а законодателя начала обретать реальные очертания в 1835 году, когда лекции наследнику стал читать сам Михаил Сперанский. По замыслу Жуковского, именно со Сперанского должна была начаться фаза высшего образования. В следующем году Александра стали знакомить с состоянием русских финансов, с высшей военной стратегией и внешней политикой России. Причём и здесь учителей наследнику Жуковский выбрал весьма серьёзных и авторитетных, например, с экономикой цесаревича знакомил министр финансов Егор Канкрин, осуществивший в стране серьёзную денежную реформу.
Предусмотрел Жуковский для воспитанника и два обязательных путешествия. Сначала по России, чтобы будущий государь познакомился со своим хозяйством и подданными, а затем и в Европу, чтобы мир посмотреть. Василий Андреевич сам участвовал в разработке маршрута путешествия. В 1838–1839 годах он сопровождал цесаревича в поездке по Европе.
Жуковский с честью выполнил свою историческую миссию: в Александре II он воспитал творца великих реформ 1860-х годов и освободителя крестьян от крепостной зависимости.
Предлагаем вашему вниманию ряд статей из научно-популярных периодических изданий, которые расскажут о творческой и педагогической деятельности В. А. Жуковского:
1. Аминева, В. Р. Лирика В. А. Жуковского: понятие о романтизме / В. Р. Аминева // Литература в школе. – 2016. – № 9. – С. 11-15.
2. Васильев, В. А. Образование для добродетели : [образовательная программа Василия Жуковского – поэта, обучавшего будущего царя-реформатора Александра II] / В. А. Васильев // Социально-гуманитарные знания. – 2022. – № 2. – С. 119-128.
3. Дудникова, О. Г. Писатели – воспитатели и учителя царских детей / О. Г. Дудникова // Литература в школе. – 2016. – № 6. – С. 8-12.
4. Ребеккини, Д. Перевод как инструмент образования в педагогической деятельности В. А. Жуковского : [о сб. «Муравейник» 1831 года] / Д. Ребеккини // Русская литература. – 2016. – № 3. – С. 20-27.
5. Тростин, Е. С него начинается век золотой : [к 240-летию со дня рождения В. А. Жуковского] / Евгений Тростин // «Свой» журнал Никиты Михалкова. – 2023. – № 1. – С. 17-21.
6. Чагадаева, О. Василий Жуковский: Дверь учебной горницы должна быть неприкосновенна / О. Чагадаева // Родина. – 2021. – № 3. – С. 10–13.
Подготовила заведующая отделом периодических изданий С. Д. Шакирова
- 813 просмотров