ПИСАТЕЛИ-ПЕДАГОГИ. Пётр Павлович Ершов

07.09.2023 | 436 просмотра(ов)

Пётр Павлович Ершов наиболее известен как автор знаменитой сказки «Конёк-Горбунок». Написал он её ещё будучи студентом в начале 1834 года, представив своему преподавателю русской словесности профессору Петру Александровичу Плетнёву как курсовую работу. Плетнёву так понравилось произведение, что он даже зачитывал отрывки из сказки студентам на лекциях. Так незаметный девятнадцатилетний студент Ершов стал университетской знаменитостью. Плетнёв познакомил Ершова с А. С. Пушкиным, который высоко оценил сказку и, предположительно, сделал некоторые правки в тексте. Пушкин сказал, что после «Конька-Горбунка» он может более не беспокоиться о сказочном жанре и оставить этот род сочинений. Дорога же её к читателю была не проста. Сказка то изымалась из школьной программы, то включалась в неё снова. Критики отнеслись к сказке двойственно: её и хвалили, и ругали. Среди людей, которым «Конёк-Горбунок» пришёлся не по вкусу, был критик Виссарион Белинский, разгромивший произведение автора в своей статье.

Профессиональной же деятельностью Петра Павловича Ершова была педагогика, которой он отдал много лет и немало преуспел в ней. Об этой грани его таланта и его шагах к учительской карьере пойдёт речь далее.

Родился будущий писатель 22 февраля 1815 года в селе Безруково Тобольской губернии. В детстве Пётр был очень слабым, и родители всерьёз опасались за его жизнь. От отчаяния они даже решились на языческий обряд «продажи» младенца: болезненного ребенка «отдавали» за грош нищему. Ребенок, разумеется, оставался с родителями, а бедняк, как считалось, уносил болезнь с собой. Детство будущего писателя прошло в разъездах: отцу его, Павлу Алексеевичу, полицейскому чиновнику, по долгу службы приходилось жить в разных городах и селениях.

В 1824 году отец отправил Петра и его брата Николая учиться в единственную в те времена в Сибири Тобольскую гимназию, которую юноша с отличием заканчивает. После окончания гимназии братья Ершовы продолжили учебу в Императорском Санкт-Петербургском университете. Пётр учился на философско-юридическом факультете, учился, впрочем, без особого блеска – ленился. Считается, что он вообще окончил университет только благодаря необъяснимому везению: на экзаменах постоянно попадались лишь те билеты, которые он знал. Впоследствии Ершов сам не раз сетовал на свою лень, недоученность, со смущением признавался, что не владеет свободно хотя бы одним иностранным языком (знание языков было тогда нормой для всякого образованного человека). А латынь студент Ершов вообще терпеть не мог! Не любил мёртвую латынь, зато с любовью и вниманием относился к живой народной русской речи.

В середине 1830-х Петру Ершову пришлось покинуть столицу: сначала умер его брат, затем отец и кому-то надо было взять на попечение мать. Вскоре они с матерью вернулись в Тобольск, где он получил должность преподавателя Тобольской гимназии. Изначально Пётр планировал стать преподавателем словесности, но этой должности не нашлось. Поэтому пришлось преподавать гимназистам латинский язык, который самому Петру совершенно не нравился. Но Ершов, несомненно, обладал замечательным педагогическим талантом. По отзывам современников, дети очень любили и безмерно уважали Петра Павловича. Сохранилось одно воспоминание о Петре Павловиче его ученика: «Ершов – любимый наш и уважаемый всеми воспитанниками… Всегда ровное обхождение, а иногда и участие в играх наших и прогулках, кроме превосходного преподавания словесности, заставляли нас любить его как отца родного». В архивах сохранился один любопытный документ – программа спектакля, который был поставлен гимназистами 22 февраля 1842 года в честь дня рождения своего любимого педагога П. П. Ершова.

Карьера Петра Павловича как преподавателя, несмотря на нелюбовь к латыни, складывалась удачно. В 1844 году он стал инспектором Тобольской гимназии, а затем дослужился до директорского поста. На стезе преподавательства он проявил себя как прогрессивный и высокодуховный наставник. В бытность инспектором Тобольской губернии Ершову даже удалось уговорить губернатора разрешить крестьянам строительство новой церкви на собранные ими деньги. И церковь имени Петра была возведена в селе, где родился Ершов, в чём он видел знак свыше. К сожалению, как и многие другие «культовые» сооружения, в советское время церковь была снесена (1969 г.).

 При его непосредственном попечительстве был организован гимназический театр. В театре ставились пьесы известных авторов, а также произведения, написанные самим Ершовым. За время своей педагогической карьеры Ершов написал и отправил в Петербург два объёмных научных труда, призванных улучшить качество обучения в российских гимназиях: «Мысли о гимназическом курсе» и «Курс российской словесности». Последний даже приняли к рассмотрению в печать, но в итоге труд был отвергнут цензорами. Ершов искренне радел за судьбы российского образования, он пытался добиваться изменений в гимназической программе. Ему мечталось увидеть в учебных расписаниях произведения так горячо любимых им Пушкина и Жуковского. По инициативе Петра Павловича учредили несколько новых училищ, включая редкие по тем временам женские образовательные учреждения. Также с его подачи в Сибири стало разворачиваться библиотечное дело, а ещё было организовано «Общество вспомоществования студентам Тобольской губернии».

20 марта 1858 году П. П. Ершов вновь посетил Санкт-Петербург – город своей юности. Это была служебная поездка по делам гимназии: он был вызван для встречи с министром просвещения.

В 1862 году Ершов выходит в отставку.

Петр Павлович Ершов скончался в Тобольске 30 августа 1869 года. В честь него названы улицы в Тобольске и Ишиме, а родное село Безруково в 1960 году переименовано в Ершово. Писателю установлены 2 памятника и бюст. И, конечно, имя его сохранилось в истории благодаря сказке, которую знает каждый без исключения ребёнок. А ещё, может быть, в каких-то семьях сохранилась и передаётся по наследству память о нём как о преподавателе, чьими учениками посчастливилось быть их далёким родственникам.

 

Подробнее познакомиться с жизнью и творчеством Петра Павловича Ершова можно из предлагаемого списка:

  • Замостьянов, А. Не на небе – на земле!: [Петру Ершову 200 лет] / Арсений Замостьянов // Литературная газета. – 2015. – 4-10 марта (№ 9). – С. 1, 5; Культура. – 6-12 марта. – С. 14.
  • Калинина, М. Ф. «Иное царство» и его «искатель» Иванушка Петрович в сказке «Конёк-Горбунок» П. П. Ершова / М. Ф. Калинина // Литература в школе. – 2005. – № 11. – С. 14-18.
  • Козаровецкий, В. «Очью бешено сверкая»: «дежурное» литературоведение в зеркале литературной мистификации / В. Козаровецкий // Литературная учеба. – 2010. – № 2. – С. 177-226.
  • Козаровецкий, В. Сказка – ложь, да в ней намёк: [версия пушкинского авторства сказки «Конёк-Горбунок»] / В. Козаровецкий // Литературная учеба. – 2009. – № 3. – С. 118-143.
  • Красников, Г. Н. Поэты рождаются в провинции: Пётр Павлович Ершов / Г. Н. Красников // Литература в школе. – 2011. – № 11. – С. 2-4.
  • Пырков, И. «Начинается сказка сказываться»: [писатель Пётр Ершов] / Иван Пырков // Наука и жизнь. – 2020. – № 6. – С. 131-143.
  • Савченкова, Т. «Конёк-Горбунок» в зеркале «сенсационного литературоведения» / Т. Савченкова // Литературная учёба. – 2010. – № 1. – С. 127-156.
  • Савченкова, Т. П. «Знать, столица та была недалече от села...»: на родине Петра Ершова / Т. П. Савченкова // Литература в школе. – 2014. – № 11. – С. 15-18.
  • Фролова, Е. А. Народная стихия сказки П. Ершова «Конёк-Горбунок» / Е. А. Фролова // Русский язык в школе. – 2014. – № 8. – С. 44-48.

 

Материал подготовила Н. М. Черных, ведущий библиотекарь отдела периодических изданий

Русский