Нет такого человека, который бы не читал художественных произведений Льва Толстого. Школьник заканчивает изучение букваря чтением коротеньких рассказов знаменитого писателя и далее не расстаётся с великим знатоком человеческой души и непревзойденным мастером слова в течение всех школьных лет. Не все, однако, знают, что Лев Толстой был также замечательным учителем и воспитателем детей.
Толстой предпринимал попытки получить университетское образование, но довести их до конца ему так и не довелось, что не мешало ему живо интересоваться вопросами просвещения. «Я бросил университет именно потому, что захотел заниматься», – вспоминал Лев Николаевич.
Известно, что в поездках по Западной Европе в 1860–1861 годах он уделял большое внимание вопросам постановки народного образования и просвещения рабочего люда, встречался с видными европейскими педагогами.
В 1859 году Л. Н. Толстой в своём имении Ясная Поляна открыл школу для крестьянских детей. Яснополянская школа, которая располагалась во флигеле дома, явилась его оригинальным педагогическим экспериментом. Учащиеся делились на три класса — младший, средний, старший, в них ежегодно учились 40-50 человек. По расписанию учебных занятий каждый учитель давал ежедневно 5-6 уроков. Учебный день делился на две части, с 12 до 15 часов был обеденный перерыв, но многие дети не уходили домой, находясь в школе с 9 часов утра до 6-7 часов вечера. Домашние задания не практиковались, всё выполнялось в школе, в тесном общении с учителями, с помощью старших и более знающих учеников. Обучение было бесплатным.
Толстой сам вёл занятия вместе с несколькими постоянными учителями. Задача учителей состояла в том, чтобы за счёт интересного преподавания суметь завладеть вниманием учеников и установить дисциплину. Лев Толстой неоднократно говорил о том, что новый метод преподавания диктует новые требования к педагогу. Живое, истинно человеческое, лишённое всякого педантизма отношение учителя к ученикам должно быть для него неиссякаемым источником вдохновения. Не обучение грамоте должно быть главным для учителя, а воспитание человеческого характера путём любви, свободы и знания.
Вклад Л. Н. Толстого в педагогику не ограничился только открытием школы в Ясной Поляне. По его инициативе было открыто более двадцати школ по всей Тульской губернии. В начале 1870-х годов он приступил к созданию собственной «Азбуки» (опубликована в 1872 г.), затем выпустил «Новую азбуку» и серию из четырёх «Русских книг для чтения», которые были одобрены Министерством народного просвещения в качестве учебных пособий для начальных школ.
Толстой оставил уникальное педагогическое наследие: статьи, письма, дневники, написанные им учебники и Яснополянскую школу. Занятие педагогикой он считал самым радостным и счастливым временем своей жизни.
«Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных… Ломоносовых…» (Л. Н. Толстой).
Предлагаем вашему вниманию ряд статей из научно-популярных периодических изданий, которые расскажут о творческой и педагогической деятельности Л. Н. Толстого:
1. Брешковская, К. Педагогика Л. Н. Толстого и современное детство / К. Брешковская, Н. Ежкова // Воспитание школьников. – 2021. – № 2. – С. 3-8.
2. Бурт, В. Красиво, коротко, просто и ясно / Валерий Бурт // «Свой» журнал Никиты Михалкова. – 2022. – № 10. – С. 22-25.
3. Ежкова, Н. С. Воспитание младших школьников в ракурсе педагогических взглядов Л. Н. Толстого / Н. С. Ежкова // Начальная школа. – 2020. – № 6. – С. 67-70.
4. Невская, С. С. Гуманистическое направление педагогической мысли в творчестве Л. Н. Толстого / С. С. Невская // Народное образование. – 2018. – № 10. – С. 173-184.
5. Скударева, Г. Н. Трансформация общественно-педагогических идей Л. Н. Толстого в современном российском образовании / Г. Н. Скударева // Воспитание школьников. – 2016. – № 9/10. – С. 63-70.
Подготовила заведующая отделом периодических изданий С. Д. Шакирова
- 641 просмотр