ПИСАТЕЛИ-ПЕДАГОГИ. Александр Исаевич Солженицын

21.09.2023 | 574 просмотра(ов)

Солженицын утверждал: «Педагогом надо родиться. Надо, чтоб учителю урок никогда не был в тягость, никогда не утомлял, – а с первым признаком того, что урок перестал приносить радость, – надо бросить школу и уйти. И ведь многие обладают этим счастливым даром. Но немногие умеют пронести этот дар через годы непогасшим».

Александр Исаевич Солженицын родился в городе Кисловодске в 1918 году. Писатель, историк, философ, диссидент, антисоветчик, эмигрант, возвращенец, гулаговец. Множество разных ассоциаций связано с этой фамилией – Солженицын. А ведь он, помимо всего прочего, был ещё и школьным учителем. И не просто учителем, а педагогом-новатором.

Первый опыт школьного учительства Александр Исаевич получил осенью 1941 года. В начале августа он, выпускник Ростовского государственного университета, просился добровольцем на фронт. Но на фронт его не взяли. В середине августа Александр Солженицын получил распределение на работу в среднюю школу города Морозовска Ростовской области. Школы должны были работать и в военное время.

Однако уже 16 октября 1941 года учитель математики Александр Солженицын получил мобилизационную повестку в военкомат. По окончании артиллерийских курсов в звании лейтенанта Солженицын был определён в 794-й отдельный армейский разведывательный дивизион.

Потом – фронт, офицерская служба, тяжёлые бои, высокие боевые награды, арест, допросы, долгие годы тюрем и лагерей.

9 февраля 1953 года закончился срок лагерного заключения. И 4 марта 1953 года  под конвоем Солженицин был доставлен к месту вечной ссылки в районный центр на севере Джамбульской области Казахской ССР – Коктерек.

Там 3 мая 1953 года состоялся первый урок А. И. Солженицына в Коктерекской школе. Кроме казахов в школе училось много детей из ссыльных семей: немцев, украинцев, корейцев, греков. Учились, по воспоминаниям Солженицына, жадно – это был для них единственный путь получить профессию и выйти в люди. «При таком ребячьем восприятии я в Кок-Тереке захлебнулся преподаванием и три года был счастлив даже им одним. Мне не хватало часов расписания, чтоб исправить и восполнить недоданное им раньше, я назначал им вечерние дополнительные занятия, кружки, полевые занятия, астрономические наблюдения – и они являлись с такой дружностью и азартом, как не ходили в кино. Мне дали и классное руководство, да ещё в чисто казахском классе, но и оно мне почти нравилось». Учебная нагрузка Александра Исаевича в Коктерекской школе была двойной: он вёл в двух девятых и двух десятых классах математику, физику, астрономию. Школа занимала весь его день, для литературных занятий оставались лишь вечер и ночь.

 В апреле 1956 года была отменена ссылка осуждённых по 58-й статье.

Александр Исаевич 5 мая  получил общегражданский паспорт, а 20 июня 1956 года, попрощавшись со школой, покинул Коктерек.

Осенью 1956 года А. И. Солженицын устроился учителем в Мезиновскую среднюю школу Курловского района Владимирской области.

Он был очень внимательным педагогом. Фамилии всех своих учеников он запоминал уже со второго урока. К учёбе воспитанников относился строго. Как математик, Солженицын ценил не только само решение задачи, но и способ её решения.

На кружковых занятиях Александр Исаевич рассказывал своим воспитанникам о знаменитых математиках, их открытиях, учил детей работать с астролябией и арифмометром. Иногда занятия проходили в поле, в лесу, после них сидели у костра, пекли картошку, вели беседы о литературе.

 В служебной характеристике, данной учителю математики Мезиновской школы Солженицыну директором школы М. Е. Парамоновым, отмечалось: «К своей работе Солженицын относится весьма серьёзно: его уроки отличаются целенаправленностью, продуманностью; учитель увлекает учащихся, которые полюбили математику как предмет».

Следующим местом работы учителя Солженицына стал древний город Рязань. С 25 августа 1957 года он был принят учителем физики и астрономии в старейшую школу Рязани.

В рязанской школе Александр Исаевич ни с кем из своих коллег не сближался: не задерживался в учительской, уклонялся от праздничных мероприятий. Впрочем, такой замкнутый образ жизни Солженицына на качестве преподавания не отражался. Физику он преподавал не менее интересно, чем математику, умея просто излагать самые сложные вещи.

 Вот как вспоминали учителя А. И. Солженицына его ученики: «С приходом нового учителя у меня появился интерес к предмету. Все занимались физикой с удовольствием. Александр Исаевич ввёл систему преподавания по типу вузовской. У нас были коллоквиумы, зачёты, интересные опыты. Мне кажется, он с таким же успехом мог бы преподавать литературу. Главное было в том, как он это делал. На урок астрономии учитель мог принести томик классической прозы, найти в тексте описания звёзд и прочитать их глазами астронома. Оказывалось, даже классики, любившие смотреть на звёзды, были не всегда точны. Рассказы о тайнах созвездий, иногда проходившие у стен кремля, были столь поэтичны, литературное дарование рассказчика столь очевидно, что слушателей подмывало спросить не только о звёздах на небе. Но ореол таинственности летал над учителем…» (М. Н. Торопова).

 В декабре 1962 года Солженицына приняли в Союз писателей РСФСР. До этого момента Александр Исаевич при всём желании посвятить себя литературному труду не мог. Уволившись из школы, он сразу попал бы в разряд тунеядцев и по законам того времени в любой момент мог быть арестован. Теперь же, когда Солженицын стал членом Союза писателей, арест за тунеядство ему уже не грозил.

29 декабря 1962 года Александр Исаевич провёл свои последние уроки в рязанской школе и уволился из неё, чтобы отдавать все силы писательскому труду.

 

Предлагаем вашему вниманию ряд статей из научно-популярных периодических изданий, которые расскажут о творческой и педагогической деятельности А. И. Солженицына:

Беседин, П. Изобретая «Колесо» : [к 100-летию А. И. Солженицына] / Платон Беседин // Свой. – 2018. – № 12. – С. 16-17.

Ерёмина, Т. Я. Александр Солженицын в школе: ежегодное чтение / Т. Я. Ерёмина // Литература – Первое сентября. – 2018. – № 11/12. – С. 31-34.

Левицкая, Г. Н. Александр Солженицын: жизнь и творчество : семинар-конференция. XI класс // Лит. в шк. – 2008. – № 2. – С. 27-30.

Пашина, Н. В. «Крохотки» А. И. Солженицына : реализация компетентностного подхода на уроках литературы / Н. В. Пашина // Литература в школе. – 2019. – № 10. – С. 12-13.

Пищулин, А. Век Солженицына / Алексей Пищулин // Мир музея. – 2018. – № 12. – С. 6-8.

Трубина, Л. Александр Солженицын / Л. Трубина // Лит. учеба. – 2003. – № 1. – С. 150-166.

Чуриков, Г. А. А. И. Солженицын : жизнь и творчество в контексте советской истории и литературы / Г. А. Чуриков // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер. Гуманитар. науки. – 2006. – № 2 (ч. 2). – С. 290-298.

 

Подготовила библиотекарь отдела периодических изданий Н. Э. Киткаева

Русский