Обязательное трудовое воспитание школьников

31.08.2023 | 404 просмотра(ов)

А. С. Макаренко считал, что жизнь человека немыслима без труда. Труд – это такая деятельность, через которую проходит каждый человек без исключения.

Раньше для школьников это было обычным делом: оставаться по очереди после уроков, чтобы убрать классную комнату и полить цветы, или драить до блеска всю школу, убирать бумажки и высаживать деревца на школьном дворе во время субботника. А потом детский труд в законах разделили на принудительный и свободный.

Любовь к труду начинают прививать детям с детского сада. В будущем ребёнок, которого научили трудиться и уважать свой и чужой труд, будет более социализирован. И какие устои ты привьёшь ему с раннего возраста, такими он будет руководствоваться, идя в школу.

В XXI веке начинают уходить от труда в дошкольных учреждения, холя и лелея маленьких детей. И они вырастают белоручками и эгоистами, знающими только слово «дай». Не умея делать основные действия, которые нашим предкам прививали с рождения, такие дети становятся родителями, воспитывая уже своих детей по такому же принципу. И в современном мире остаётся очень мало детей, уважающих чужой труд, и только за счёт этих единиц мир не начинает деградировать до эпохи средневековья.

В крестьянских семьях на Руси детей очень рано приучали к ответственности и постоянному труду: это было одновременно и главным вопросом воспитания, и залогом выживания. Подход к своим наследникам в народной среде был не просто строгим, а очень строгим. Ни с девочками, ни с мальчиками не принято было «миндальничать» и баловать их зря. Обычно поручения между домочадцами распределялись главой семейства в приказном тоне, и никто не перечил ему в ответ. В то же время за успешно выполненное задание ребёнка всегда хвалили и поощряли, всячески подчеркивая, что он принёс пользу всей семье.

Как правило, всеми необходимыми навыками для самостоятельной жизни подростки овладевали уже к окончанию отрочества. Мальчик становился правой рукой отца, заменой при его отлучках и болезнях, а девочка – полноценной помощницей матери. Требования к мальчикам были строже, чем к девочкам, ведь именно из сыновей должны были вырасти будущие «кормильцы», «заботники» и защитники. Словом, настоящие мужья и отцы.

Вот несколько примеров, что умели и что делали дети примерно 200 лет назад.

Совершенно необходимым навыком считалось умение мастерить игрушки из различных материалов, плести лукошки и короба и, конечно же, лапти. Многие 6- и 7-летние мальчишки уверенно помогали отцам при изготовлении мебели, упряжи и прочих необходимых в хозяйстве вещей.

К 8-9 годам отрок обычно умел расставлять силки на мелкую дичь и птицу, стрелять из лука, удить рыбу. К этому перечню нередко добавлялся сбор грибов, ягод и орехов, что тоже было неплохим материальным подспорьем. С 11-13 лет мальчика уже привлекали к самостоятельной пахоте. К 9-12 годам подросток мог вступить во взрослую промысловую артель. Тогда он начинал вносить долю в семейный бюджет и переходил в разряд взрослых «добытчиков» и завидных женихов.

Вот так и вырастали в крестьянских семьях «добры молодцы» – отцовы помощники, которыми родители по праву гордились.

Трудовое воспитание было важнейшей частью в учебном процессе и всей советской школы. Помимо уроков труда, где мальчишки и девчонки впервые мастерили своими руками, были ещё и сбор макулатуры и металлолома. Многие помнят девиз «БАМу – пионерские поезда». Победить в сборе вторсырья и стать причастным к стройке века – для детей это было большой радостью. А ещё школьные субботники, на которых сажали деревья под девизом «Украсим Родину садами». Все эти акции имели глубокий смысл и были окрашены духом романтики.

Спикер Госдумы Вячеслав Володин ещё осенью 2022 года предложил разработать законопроект о трудовом воспитании в школах. Тогда было отмечено, что для любой трудовой деятельности школьнику в настоящее время необходимо разрешение родителей. Это относится даже к простейшим просьбам помыть доску или поучаствовать в уборке класса. Всё это не способствует появлению у ребёнка уважения к труду. Современные дети растут потребителями. Кроме получения знаний, ребёнку важно вырасти гражданином. А через труд воспитывается отношение ко многим жизненным вопросам.

В начале текущего года в закон «Об образовании» решили внести поправки, которые вводят для школьников новую обязанность – занятия общественно полезным трудом. То есть будет подразумевать дежурства по классу, на пришкольной территории, работа на пришкольных участках.

Трудовое воспитание должно быть обязательным, поскольку школа не оторвана от социальной жизни. При этом не стоит ориентироваться исключительно на опыт из прошлого – стоит использовать также варианты, которые могут привести в будущее. Школа не ставит себе целью стать мастерской, и труд не должен быть «обязаловкой» и вызывать отторжение.

С 1 сентября 2023 года вступает в силу Закон об обязательном привлечении школьников к общественно полезному труду. Из закона «Об образовании в Российской Федерации» исключили норму о запрете привлекать школьников к труду без согласия родителей.

Одна из основополагающих целей образования, по мнению авторов инициативы, – «научить детей с юных лет понимать значимость и ценность труда, его роль во всех сферах жизни. Только ребёнок, который умеет и любит трудиться, сможет во взрослой жизни состояться в профессии, в семье, в социуме».

 

Материал подготовила на основе информации из открытых источников и фондов библиотеки Н. Е. Орлова, главный библиотекарь отдела социально-экономической литературы

Русский