Крылатое выражение «Пусть сапожник судит не выше сапога» приписывается древнегреческому художнику Апеллесу.
Своё первоначальное художественное образование Апеллес получил в Эфесе, в ионической школе, которая отличалась мягкостью рисунка и нежностью колорита, впоследствии он отправился в Сикион, где поступил в школу Памфила, и вполне усвоил особенности сикионской живописи, стремившейся к законченности и точности рисунка. Соединив всё, что было лучшего в обеих выдающихся школах древней живописи, он возвысил её до крайней степени совершенства.
Во времена Филиппа II художник поселился в Пелле в Македонии, и здесь же зародилась тесная дружба его с Александром Великим (Македонским). Живописец создал портрет императора. Легенда говорит, что Александру портрет сначала не понравился, но его конь Буцефал радостно заржал, приветствуя нарисованного хозяина. «О царь, твой конь оказался лучшим ценителем живописи, чем ты», – заметил художник.
Ни одна из его картин не сохранилась до наших дней. Но велика вероятность, что если когда-нибудь найдут гробницу Александра Македонского, то мы узнаем, как великолепны творения прославленного художника, так как именно он должен был расписывать последнее пристанище великого царя.
Античные писатели донесли до нас отрывочные сведения из жизни художника, обращая внимание в основном на занимательные анекдоты и творчество Апеллеса.
Интересный случай произошёл в его жизни. Дело было так. Апеллес часто выставлял свои полотна на суд простого народа, прячась за картиной и слушая критику. Однажды прохожий-башмачник высказался, что сандалии не соответствуют контурам стопы. Апеллес исправил дефект, но на следующий день башмачник сказал:
– Ноги какие-то кривые у людей.
– Ах так?! – выбежал разъярённый художник. – Не болтай о том, что не соответствует твоей профессии!
Говорят, именно этот случай стал причиной возникновения римской поговорки, дошедшей до наших дней: «Да не судит башмачник выше обуви».
Этой истории, кстати, посвятил стихотворение «Башмачник» А. С. Пушкин:
Картину раз высматривал сапожник,
И в обуви ошибку указал;
Взяв тотчас кисть, исправился художник.
Вот, подбочась, сапожник продолжал:
«Мне кажется, лицо немного криво…
И эта грудь не слишком ли нага?..»
Тут Апеллес прервал нетерпеливо:
«Суди, дружок, не свыше сапога!»
А. С. Пушкин слегка изменил Апеллесовы слова и так удачно, что они стали у нас крылатыми. Повторяя их, мы говорим теперь критикам, не обладающим знанием предмета: «Судите лишь о том, что вам хорошо известно, что доступно вашему пониманию».
Список использованной литературы:
1. Бирих, А. К. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник / А. К. Бирих, В. М. Мокиенко, Л. И. Степанова. – Санкт-Петербург : Фолио-Пресс, 1998. – 704 с.
2. Розе Т. В. Большой фразеологический словарь для детей / Т. В. Розе. – Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 224 с.
Материал подготовлен главным библиотекарем отдела социально-экономической литературы М. Н. Шибанаевой
- 833 просмотра