Выражение «лаптем щи хлебать» практически не встречается в современном русском языке. Тогда как фразеологизм «не лаптем щи хлебаю (хлебаем, хлебаешь, хлебает, хлебают)» актуальности не потерял. Сами по себе эти два высказывания несут противоположный смысл. В первом случае подразумевается некоторое понятие бедности, неряшливости, допотопности. Во втором –предполагаются находчивость, остроумие с долей превосходства по отношению к некоторой категории людей.
Главные герои фразеологизма – щи и лапти. В старые времена на Руси люди употребляли в еду щи, история которых началась в IX веке, с принятием христианства. На русскую землю была завезена из Византии белокочанная капуста. Сначала эта культура считалась исключительно целебным овощем. Но русская смекалка сработала очень быстро, и люди научились готовить с ним много вкусных и сытных блюд.
В те времена первым блюдам отводилась очень важная роль, так как любая праздничная или ежедневная трапеза обязательно начиналась с сытной похлёбки. Щи были любимым кушаньем для всех людей от мала до велика, щаной дух витал и в бедных крестьянских избах, и в царских теремах.
В крестьянских семьях варили так называемые серые щи из верхних жёстких зелёных листьев, которые обычно обрывают и оставляют на огороде за ненадобностью. Бедные крестьяне их мыли, рубили, обдавали кипятком и заквашивали, добавляя ржаную муку, соль и измельчённую морковь. Потом такую заготовку (щи) опускали в погреба (ледники), там хранили всю зиму. В XVIII-XIX веках щи в студёную зимнюю пору брали с собой в дорогу в виде больших ледяных кругов, а потом рубили топором, укладывали в котёл, разогревали и ели. По преданиям, такая еда быстро снимала усталость, насыщала и согревала.
Ну и немного о лаптях. Россия была страной аграрной, крестьяне составляли большую часть населения, жили бедно, сапоги могли себе позволить только зажиточные люди. А обувь из материала природного происхождения была самой доступной для бедного сельского жителя. Каждая семья сама изготовляла для себя лапти. Их плели в основном из лыка липы, хотя можно было использовать кору и веточки других лиственных деревьев. Однако лыко –подкорье липы – считалась более мягким и прочным материалом. Несмотря на это, лапти носились недолго. Срок службы пары лаптей – неделя, а при напряжённом труде и в дальней дороге они снашивались быстрее. Каждому члену семьи приходилось изготовлять несколько пар лаптей. Известно, что Пётр I дал высокую оценку этому ремеслу, сказав, что «нет ремесла мудрёнее лапотного».
В старину бедняки ели щи и ходили в лаптях, отсюда и пошло выражение «лаптем щи хлебать». Это про человека, который не мог заработать себе на сапоги и более изысканную еду. Говорили, что он «лаптем щи хлебает», то есть живёт в страшной нищете и невежестве.
В свою очередь «не лаптем щи хлебать» – это быть человеком небедным, хватким и сообразительным.
Список использованной литературы:
1. Бирих, А. К. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник / А. К. Бирих, В. М. Мокиенко, Л. И. Степанова. – Санкт-Петербург : Фолио-Пресс, 1998. – 704 с.
2. Розе Т. В. Большой фразеологический словарь для детей / Т. В. Розе. – Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 224 с.
Материал подготовлен гл. библиотекарем отдела социально-экономической литературы М. Н. Шибанаевой
- 4537 просмотров