Кто из взрослых не вспоминает с удовольствием своё детство и зимние забавы! Зима и ребёнок в советской интерьерной фарфоровой пластике 1960-х годов – тема статьи О. Сапанжи (Юный художник. – 2022. – № 12).
Изначально фарфоровое искусство считалось элитарным, но в середине XX века фарфор стал доступным для широких масс и призван был формировать общую культуру и культуру быта советского человека. Массовый тиражный фарфор 1960-х годов представляет собой совершенно особый феномен: никогда ни до, ни после этого периода произведения интерьерной пластики не занимали такого важного места в пространстве дома. Фарфоровая пластика отражала все ключевые темы того периода: различных тружеников советской страны, сказочных и литературных героев, циркачей. В связи с большим спросом на изделия потребовалась даже перестройка фарфоровой промышленности, в которой до этого периода лишь несколько заводов работали над образцами мелкой интерьерной пластики.
Большое место в массовом выпуске фарфоровых фигурок отводилось теме детства и зимы. Среди различных образов, объединённых темой «зима и ребёнок», особенно популярными были два: зимние виды спорта и образы «укутанного ребёнка». Надо отметить, что фарфоровое искусство представляло зрителю образы, многократно виденные им на улицах и дома, подтверждением тому являются работы фотографов той поры. Известный фотограф В. Лагранж оставил много детских снимков, по которым можно судить, как проводили время советские дети.
Зимние виды спорта приобретают особое развитие в 1950-1960-е годы и тогда же появляются их «дворовые» интерпретации, требующие минимальной экипировки, но повторяющие в общих чертах профессиональный спорт. Образ школьника в зимней одежде представляет интерьерная пластика 1960-х годов. Широкую известность приобрела работа скульптора В. П. Щукиной «Юный хоккеист». Выпускал её Ленинградский завод фарфоровых изделий. Мальчик помещён мастером на пьедестал, имитирующий гладь катка, и запечатлён он в момент броска или приёма шайбы. Ещё один мальчик реалистично создан скульптором И. А. Венковой и художницей Е. Н. Лупановой – статуэтка «Мальчик с коньками». Мы видим некоторую беззаботность в образе: пальто у него распахнуто, шапка залихватски сдвинута назад, коньки юный герой небрежно держит под локтем. Зимняя одежда на фигурках детей соответствует типичному облику советского школьника 1960-х годов.
Отдельное направление в творчестве советских мастеров-фарфористов занимает образ укутанного ребёнка. Неповоротливая фигурка малыша в шароварах, шубке, шапке, шарфе и варежках тяготела к композиционному минимализму и одновременно позволяла создать образ понятный и трогательный. Мастера фарфора создали целую галерею образов маленького укутанного ребёнка. Во многих домах стоял «Укутыш», созданный мастерами завода «Прогресс». Малыш тепло одет, у него через плечо перекинута муфта, украшенная вишенкой, а при рассмотрении фигурки ощущение мороза усиливается благодаря шарфу, закрывающему рот и нос, и наличию одновременно и варежек, и муфты. На Ленинградском заводе фарфоровых изделий образ укутанного ребёнка создавали мастера Л. Н. Сморгон и А. В. Дегтярёв.
Во второй половине XX века трактовка зимних образов детей в фарфоре изменилась, но неизменным осталось главное – интерес к миру детства, к играм и забавам, попытка отразить в небольших по размеру произведениях важность этого этапа в жизни человека.
Материал подготовила Н. М. Черных, библиотекарь отдела периодических изданий.
- 473 просмотра