220 лет назад, в 1803 году, в Москве впервые состоялся полёт воздушного шара, который пилотировал француз Андре-Жак Гарнерен. Но история воздухоплавания в нашей стране началась не в тот день – к моменту его полёта она, можно сказать, насчитывала уже два десятилетия. О том, что происходило в эти годы, рассказал Валерий Бут в статье, опубликованной в рубрике «Ретроспектива» сентябрьского номера журнала «Свой» за этот год.
Первый полёт воздушного шара, построенного братьями Монгольфье, состоялся 5 июня 1783 года в Париже. Событие это очень заинтересовало правящую тогда в России Екатерину II. Такие шары планировалось использовать в военном деле для разведки позиций противника и «метании огненных материй, каковых потушить невозможно». Однако отношение российской императрицы к ним быстро изменилось: она издала указ «О запрещении пускать воздушные шары», и продиктован он был «пожарным страхом». Новый источник опасности для властей был крайне нежелателен, ведь от буйства огня столица не раз страдала. Между тем во Франции опыты с воздушными шарами продолжались и были применены в 1794 году в боевом сражении. Во многом благодаря этому новшеству армия революционной Франции одержали победу над войсками Первой коалиции, в состав которой входили боевые части Австрии и Голландии. В России, пока царствовала Екатерина II, воздушные опыты хоть и не приветствовались, но всё-таки проводились.
Запрет с воздухоплавания снял Александр I. Император поверил в большие возможности нового способа передвижения, но доверил создание аэростата не вполне подходящему человеку. Франц Леппих уже предлагал свои услуги Наполеону по созданию управляемого аэростата, «который мог бы поднимать такое количество разрывных снарядов, что посредством их можно было бы истреблять целые неприятельские армии», но французский император немцу не поверил и прогнал его. А вот Александр I поверил в обещания Леппиха и в преддверии войны с Францией, в мае 1812 года, позвал фантазёра в Россию. Для опытов чужеземцу были выделены участок и солидные денежные средства. «Чудо-оружие» обещали сделать к 15 августа и применять его в сражении с неприятельской армией, стремительно двигавшейся к Москве. Но сенсации не произошло. Аэростат не был построен ни в 1812, ни годом позже, хотя ссудили ему на создание шара 300 тысяч – деньги, на которые можно было построить и вооружить трёхпалубный военный корабль.
Шло время. Запуски воздушных шаров стали вполне обыденным явлением. Об этом писали газеты, и рассказывал журнал «Воздухоплаватель». В 1909 году в нём вышла статья Ивана Васильевича Стенбок-Фермора – первого председателя Императорского всероссийского аэроклуба, где говорилось: «Чтобы избегнуть порабощения, если не прямо военного, то уж, во всяком случае, экономического и культурного, чтобы сохранить свою независимость и остаться великой державой, России нужен воздушный флот».
«Военно-исторический журнал» (№8, 2023 г.) также не оставил без внимания тему воздухоплавания. В нём читайте статью А. М. Ипатова «Воздушный флот России должен быть сильнее флотов наших соседей». В публикации говорится о состоянии военно-воздушного флота в Российской империи на 1912 год.
Сейчас мы можем наблюдать красивые воздушные шары, медленно пролетающие над Йошкар-Олой. А какие ощущения испытывает человек, находящийся в корзине и парящий на воздушном шаре над лесами, озёрами, дорогами и домами можно узнать из репортажа с Чемпионата России по воздухоплавательному спорту, который проходил этим летом в городе Великие Луки уже в 28 раз. Об этом читайте материал Сергея Полякина, опубликованный в восьмом номере журнала «Моделист-конструктор» за этот год.
Информацию подготовила Н. М. Черных, ведущий библиотекарь отдела периодических изданий
- 327 просмотров