Существует мнение, что парашют изобрёл Леонардо да Винчи ещё в XV веке. Однако «парашюты» тех лет представляли собой либо огромные зонты на жёстком каркасе, либо куски ткани, натянутые на деревянные рамы, рисовали нечто подобное многие художники и учёные. Но мало кто знает о том, что ранцевый парашют в его нынешнем виде изобрёл русский актёр Глеб Котельников в начале XX века. Об этом рассказывает журнал «Основы безопасности жизнедеятельности» (№9, 2023 год).
24 сентября 1910 года в России на большом празднике воздухоплавания выступал с очередными показательными полётами знаменитый авиатор Лев Мациевич. Во время последнего залёта, поднявшись на максимально возможную высоту, самолёт не выдержал и развалился прямо в воздухе. Мациевич стал первой жертвой авиационной катастрофы в Российской империи. В охваченной ужасом толпе стояла тихая семейная пара – бывший военный, а ныне театральный актёр Глеб Котельников и его жена. Когда опечаленные супруги возвращались домой, жена сказала мужу: «Неужели нельзя придумать какой-нибудь совсем небольшой аппарат, который падал бы вместе с человеком и выбрасывал бы парашют?».
Котельников продолжал играть в театре, но мысли о различных конструкциях парашютов буквально преследовали его днём и ночью. И однажды сама жизнь дала ему подсказку. Как-то после спектакля актёр сидел с друзьями в гримёрке, вошла жена одного из коллег и, пожаловавшись на холод, достала из крохотной дамской сумочки огромную шёлковую шаль. В ту же секунду Котельников внезапно понял, что сошьёт свой парашют из шёлка: ведь этот материал позволяет уложить десятки метров ткани в крохотный объём.
Раскрывать купол изобретатель собирался при помощи мощной стальной пружины. Также он додумался сшить купол не из единого полотнища, а из множества клиньев и, разделив стропы на две части, прикрепить их к плечевым лямкам подвесной системы. Неизбежный при открытии купола рывок сильно смягчался за счёт того, что система охватывала грудь, пояс, плечи и ноги…
Первые испытания парашюта Глеб Котельников проводил на даче, на кукле в 1/10 роста человека, «прыгавшей» при помощи особого устройства с большого воздушного шара. После успешных испытаний с манекеном разработка была предложена военному ведомству, но российская бюрократическая машина восторгов по поводу изобретения не разделила. Один из великих князей даже назвал парашют вредной для авиации вещью, так как с ним летчик будет при малейшей опасности спасать себя, а не самолёт.
Котельников предложил знакомому коммерсанту заняться продвижением своего проекта. Тот во Франции, после демонстрации парашюта авиаторам, продал все привезённые из России экземпляры… Котельников с ужасом понимал, что его изобретение могут скопировать. Так и произошло.
Ко времени Первой мировой войны, казалось бы, всем стала ясна необходимость использования парашютов. В 1914 году лётчик Г. В. Алехнович убедил командование в необходимости снабжения экипажей самолётов парашютами РК-1. Котельникова привлекли к участию в изготовлении ранцевых парашютов. Небольшую партию изготовили, но так и не использовали.
После Гражданской войны Глеб Котельников продолжал работы по усовершенствованию своего изобретения и к 1923 году создал новый вариант парашюта – РК-2 с полужёстким ранцем.
В марте 1923 года было создано первое авиатранспортное предприятие РСФСР – «Добролёт», которое всерьёз занялось подготовкой первых пилотов и техников для гражданской авиации. Парашюты становились всё нужнее и нужнее – а их по-прежнему не было в массовом производстве. Уже в 1924 году изобретатель создал парашют РК-3 с полностью мягким ранцем и с открывающимися клапанами.
В 1926 году все свои изобретения в области парашюта со всеми будущими усовершенствованиями Котельников передал Правительству Советской России. Но в итоге было принято решение закупать за валюту американские парашюты и копировать их. В одном из иностранных парашютов, поступивших для изучения, Глеб Котельников с горечью узнал свою собственную модель, скопированную до мельчайших подробностей, но изготовленную из хорошего шёлка. Котельников был в отчаянии: он искренне был убеждён, что в его неудачах виноваты иностранные шпионы, а не отечественные бюрократы.
В тридцатые годы парашюты в России вошли в моду. Едва ли не в каждом парке культуры и отдыха стояла парашютная вышка, которой мог воспользоваться любой желающий.
23 июня 1927 года лётчик М. М. Громов совершил первый в истории России вынужденный прыжок с ранцевым парашютом – увы, он был не российского, а американского производства. Самолёт вошёл в вертикальный штопор, но лётчику удалось выпрыгнуть, и он остался жив.
Парашют стал для лётчиков обязательной принадлежностью, и теперь гибель самолёта вовсе не означала гибель лётчика. Парашюты, которые выбрасываются из ранца мощной пружиной, сшитые из шёлка, состоящие из множества клиньев, со стропами, разделёнными на две части, используются до сих пор и постоянно спасают человеческие жизни.
Материал подготовлен С. Д. Шакировой, заведующей отделом периодических изданий
- 371 просмотр