ИНТЕРЕСНОЕ В ПРЕССЕ. Символ солидарности и труда

26.05.2023 | 454 просмотра(ов)

Художник, создавший эмблему «Серп и молот» сегодня почти забыт. «Литературная газета» рассказывает свои читателям о художнике-декораторе Евгении Ивановиче Камзолкине (1885-1957), создавшем символ союза рабочих и крестьян. На праздничной демонстрации в Москве, 1 мая 1918 года впервые люди увидели известную всему миру эмблему.

Большую часть своей жизни художник прожил в подмосковном городе Пушкино. В 1918 году он был главным художником театра Замоскворецкого Совета рабочих и крестьянских депутатов. В Советской России тогда впервые отмечался День международной солидарности трудящихся как официальный государственный праздник. Моссовет поручил Камзолкину и его рабочей группе в рамках творческого конкурса заняться оформлением Серпуховской площади для проведения празднования 1 мая. Во время этой работы ему пришла идея создать эмблему в виде серпа и молота, отражающую единство рабочего класса и крестьянства.

О том, как рождался этот художественно-политический символ мирового масштаба, рассказывал участник проекта Сергей Герасимов, будущий народный художник и первый секретарь Союза художников СССР: «Мы разостлали на полу мастерской кумачовое полотнище, стали углём на длинных шпильках чертить рисунки. Камзолкин сказал: «А что если попробовать такую эмблему – пожалуй, будет советской?» При этом стал чертить серп, говоря, что это будет означать крестьянство, а внутри – молот: это будет рабочий класс. «Ведь, пожалуй, подойдёт», – сказал он. Мы согласились…»

В то время было много идей представления орудий труда как символов нового строя. Это были и серп, и молот, и молот с наковальней, и коса с гаечным ключом, и меч с плугом… Графика скрещённых серпа и молота оказалась самой выразительной и одновременно простой. Тот самый случай, когда говорят, что гениальное просто. Так 1 мая 1918 года впервые в истории известный всему миру символ единения появился на кумачовых полотнищах и праздничных стягах, украсивших Серпуховскую площадь и Замоскворецкий район Москвы. Позже высшее руководство страны решило считать новый символ главной эмблемой государства. На пятом съезде Советов в июле было утверждено включение «Серпа и молота» в государственный герб РСФСР. Прозвучало предложение усилить эмблему, добавив к серпу и молоту, меч, как символ армии. Ленин не согласился, и в июле 1923 года вид статусного символа – знак с серпом и молотом был закреплён документально, в статье Основного закона государства. Имя создателя быстро забылось, и только по случаю 30-летия Октябрьской революции журналисты разыскали художника в подмосковном Пушкино. В прессе появилось несколько публикаций, после чего художника снова благополучно забыли.

Евгений Иванович Камзолкин происходил из старинной купеческой семьи, в партии не состоял, в общественной жизни почти не участвовал, в президиумах не заседал, не имел званий и наград, ничего не требовал от государства. В целом в реалии советской эпохи вписывался плохо. В то же время он прекрасно понимал выдающееся значение созданного им художественного образа. В то время люди искусства нередко получали высокие награды за заслуги меньше, чем создание символа страны. Казалось бы, власти обязаны достойно отметить автора выдающегося художественного образа. Но они не замечали художника.

О Камзолкине вспомнили в 1975 году, когда встал вопрос о создании герба города Пушкино. Вместе с названием города его увенчала эмблема «Серп и молот». Затем опять долгая полоса забвения, а в 2002 году местные власти убрали эмблему с герба.

О том, как жил художник, и о музее, в котором расположена экспозиция, посвящённая художнику, читайте подробнее в «Литературной газете» №17 за 2023 год.

 

Читайте периодику и узнаете ещё много интересного! Отдел периодических изданий всегда рад видеть вас своими читателями.

Для любителей периодики и не только на нашем сайте создан раздел «Периодика для всех». Здесь мы знакомим с журналами и газетами из фонда библиотеки, рассказываем как о современных изданиях, так и о журналах и газетах прошлых лет, которые выписывала библиотека.

 

Материал подготовила О. В. Аралова, ведущий библиотекарь отдела периодических изданий

Русский