ИНТЕРЕСНОЕ В ПРЕССЕ. Писатель среди инженеров

07.07.2023 | 232 просмотра(ов)

Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк», рассказал читателям «Литературной газеты» о человеке, который был лучшим железнодорожником в русской литературе.

Николай Георгиевич Михайловский родился в 1852 году в семье офицера. Мальчика назвали в честь государя Николая Первого, ставшего его крёстным отцом. Родной отец Николая видел сына блестящим офицером, но будущий железнодорожник и новеллист терпеть не мог проторённых дорог. Сначала он попытался выучиться на юриста, но быстро разочаровался в правоведении. Вскоре он нашёл себя, поступив в институт путей сообщения. В это время он уже увлекался сочинительством, однако литературные журналы дружно отвергали его рассказы из студенческой жизни.

По-настоящему он полюбил железную дорогу, работая на практике кочегаром в Бессарабии. Вся жизнь Николая Георгиевича была связана со строительством железных дорог в разных областях страны: Закавказье, Поволжье, наконец, Транссиб. На строительстве одного из объектов Великого Сибирского пути, на участке Уфа – Златоуст, все только и говорили о том, как это дорого, но Михайловский разработал проект, который в два раза снижал стоимость работ. Всё дело было в опыте и таланте. Расчёты оказались верны: трассу построили добротно и в срок. Подобных эпизодов в его жизни было несколько. Транссиб только укрепил его инженерную репутацию. Работая на разных участках этой магистрали, Михайловский стал выступать в печати со статьями о железнодорожном деле. Коллеги уже смотрели на него как на светило. Один из коллег вспоминал: «Чувство местности у Николая Георгиевича было удивительное. Продираясь на лошади по тайге, утопая в болотах, он будто с птичьего полёта безошибочно выбирал наиболее выгодные направления. А строит он как волшебник». О Михайловском ходили восторженные легенды. Например, такая. Во время планировки строительства новой железнодорожной ветки специалисты заспорили, как обогнуть «неприступный» пригорок. А литератор-инженер просто поднялся на холм и в одиночестве провёл там несколько часов. Вечером у него был готов чертёж дороги. На вопросы коллег он ответил с улыбкой: «Я наблюдал за птицами. Ведь они всегда огибают холмы по самому короткому пути». Так дорогу и построили – по птичьему маршруту Михайловского.

Он снискал репутацию преуспевающего инженера. Его награждали, удостаивали высоких аудиенций. При этом Михайловский не скрывал своих политических убеждений. Первоначально он был близок к народникам, затем сотрудничал в социал-демократических журналах, помогал революционерам. Он понимал, что в России многое необходимо менять. Это ощущается и в его книгах, которые многократно переиздавались в советское время и не забыты сегодня. Революцию Михайловский считал прорывом из рутины к новым открытиям. Максим Горький называл его весёлым праведником.

Вторым увлечением инженера была литература. Известным писателем он стал после сорока, опубликовав «Детство Тёмы». Эта повесть открыла России нового тончайшего прозаика, который публиковался под псевдонимом Гарин. За воспоминаниями о детстве последовали новые произведения: «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры» (последнее вышло после смерти автора). Корней Чуковский видел суть Гарина-Михайловского «в сочетании высокого строя души с практицизмом… Он единственный из современных ему беллетристов был последовательным врагом бесхозяйственности, в которой он и видел источник всех наших трагедий. В своих книгах он часто твердил, что Россия совершенно напрасно живёт в такой унизительной бедности, так как она богатейшая в мире страна».

Подробнее об удивительном человеке, который, став писателем, остался железнодорожным инженером, читайте в «Литературной газете» № 23 за 2023 год.

Произведения Николая Георгиевича Гарина-Михайловского есть в  нашей библиотеке.

 

Материал подготовила О. В. Аралова, ведущий библиотекарь отдела периодических изданий

Русский