Александр Григорьевич Розум – советский певец-баритон, педагог, народный артист РСФСР. Его называют «голосом эпохи»: Розум работал со многими советскими композиторами, в его исполнении впервые прозвучали «Песня о Родине» и «Песня о Москве» С. Туликова, «Солдаты идут» К. Молчанова, специально для него был написан «Марш коммунистических бригад».
Газета «Культура» представляет интервью с сыном известного певца – пианистом, народным артистом России, лауреатом международных конкурсов Юрием Александровичем Розумом.
Александр Григорьевич родился 16 апреля 1923 года в посёлке Ромашково Московской губернии в крестьянской семье, в которой было семь сыновей. В 1941 году поступил в Институт философии и литературы в Москве, но не окончил его из-за начавшейся Великой Отечественной войны. В 1949-1955 годах учился в ГМПИ имени Гнесиных. Был первым исполнителем главных партий в операх «Укрощение строптивой» В. Шебалина, «Три толстяка» В. Рубина, «Заря» К. Молчанова.
Александр Григорьевич хотел стать мастером художественного слова, очень хорошо читал. На самодеятельном конкурсе, где его впервые заметили, он выступал как чтец. Но заболел его друг-певец, и его вытолкнули на сцену, зная, что он замечательно поёт.
В жизни Александра Григорьевича огромную роль сыграла его жена Галина Дмитриевна Рождественская – народная артистка, великолепный хормейстер русского народного хора.
Как певец Александр Григорьевич был многогранен: академический вокалист, которому был подвластен и народный, и эстрадный репертуар. Он дружил с разными композиторами: не только с песенниками, но и с симфонистами. С Владимиром Ивановичем Федосеевым они ходили друг к другу на концерты и выступали вместе. Анатолий Григорьевич Новиков написал для него знаменитый «Марш коммунистических бригад» («Будет людям счастье, счастье на века. У советской власти сила велика!»), ставший символом того времени, причём символом подлинного патриотизма. Потому что и музыка, и исполнение были потрясающие. Валентин Сергеевич Левашов для Александра Григорьевича написал «Ты позови меня, Россия» – тоже замечательная песня. Это композиторы, которые на него просто молились, делали на него ставку и писали в расчёте на его голос. И действительно, этот голос идеально соответствовал репертуару по тембру, по яркости и по манере пения. Потому что Александр Григорьевич верил в то, о чём он пел.
Позже они подружились с Иосифом Давыдовичем Кобзоном. Кобзон участвовал в одном из концертов, которыми Юрий Александрович отмечает родительские даты, и рассказывал: «Когда я начинал, я хотел занять нишу патриотической песни. Подготовлю какую-нибудь, прихожу на радио, хочу записать, а мне говорят: “Нет, это уже Саша Розум записал”. Я так его невзлюбил! А потом встретились на каком-то концерте, познакомились, и обаяние и голос Розума меня сразили». Лев Валерианович Лещенко вспоминал: «Мы ему прямо в горло заглядывали, чтобы увидеть, как он поёт, пытались научиться».
В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения Александра Григорьевича Розума, и Международный благотворительный фонд Юрия Розума совместно с Российским фондом культуры отмечают эту дату фестивалем «Концерт длиною в жизнь», проходящим с апреля по октябрь на территории от Москвы до Урала.
Подробнее о жизни и творчестве семьи Розум читайте в статье Т. Филипповой, опубликованной в шестом номере газеты «Культура» за текущий год.
Информацию подготовила Н. Э. Киткаева библиотекарь отдела периодических изданий
- 440 просмотров