Про причудливые, яркие и необычные африканские маски рассказал в своей статье Василий Климов, прочитать которую можно в журнале «Чудеса и приключения» (№10, 2024) – журнале приключений, путешествий, научных гипотез и фантастики.
Типов африканских масок существует великое множество. Есть среди них лицевые, маски-шлемы, налобные, одинарные, двойные, тройные и ещё самые разные. На протяжении столетий маски использовались в многочисленных обрядах и церемониях, что придаёт им сакральный смысл. Если для европейца маска – это часть карнавала, игра, то для африканцев маска – это связь с потусторонним миром. Это ритуал при колдовстве, перед охотой, на похоронах. Человек в маске преображается, теряет свою субъективность и перевоплощается в духа, которого эта маска изображает.
Это необыкновенное искусство пришло из древних веков, когда для людей весь окружающий мир состоял из добрых и злых духов, которых необходимо было умилостивить или побороть. Сегодняшние африканцы также соблюдают свои древние традиции, отдавая дань уважения различным мистическим течениям, особенно наблюдается это в «чёрной» Африка южнее Сахары. По сей день в африканских племенах главными духовниками служат колдуны. А главными помощниками у них всегда были их «иконы» – ритуальные древние лики, воплощавшие мир духов, и использует их колдун или во зло, или во благо.
Маски бывают мужские, женские, детские; они бывают разного цвета – мужская обычно красная, а женская чёрная. Белая маска символизирует смерть и потусторонний мир. Условно все африканские маски делятся на антропоморфные, с более или менее узнаваемыми человеческими чертами, и зооморфные, изображающие разных животных. Подчас маска говорит нам, что владелец ведёт свой род от конкретного зверя, живущего в буше (пространство, поросшее кустарником и низкорослыми деревьями). Кто-то ото льва, кто-то от буйвола, а кто-то от крокодила. Эти зооморфные маски соединяют людей с миром духов, которые населяют воды рек и озёр, леса и саванны. Чаще всего эти маски использовались в ритуалах, проводимых африканцами перед охотой на какого-либо зверя. Практически каждый африканский идол – не что иное, как изображение конкретного умершего человека. Шаманы уверены: если не создать изображение умершего, то его дух не найдёт успокоения и будет бродить по свету. Поэтому во многих племенах африканцы стараются как можно быстрее сделать фигурку умершего человека, считается, что беспокойная душа найдёт адресованное ей вместилище и будет спокойно в нём обитать, не портя кровь окружающим.
Туристам, желающим купить на память о поездке в эту страну маску или статуэтку, знающие люди советуют хорошо подумать – стоит ли это делать. Нужно знать, что больные и умирающие жители этой страны приходят к колдунам вуду за помощью. И те велят им вырезать тотемную маску, которую они заговаривают своими наговорами и притчами, наделяя её всеми болезнями племени и негативной энергией. После этого человек выходит на улицу и продаёт эту заговорённую маску белому туристу, на которого теперь переходят его болезни. Присутствие дома такого сувенира может навлечь на домочадцев разнообразные несчастья.
Воспринятое поначалу европейцами как «страшное, уродливое, дьявольское» африканское искусство уже в начале XX века стало высоко цениться в западной культуре и влиять на художественные воззрения и течения. А сами маски стали стоить на аукционах тысячи и миллионы долларов.
Желающим узнать больше про открытие и колонизацию Африки, про англо-бурскую войну рекомендуем заглянуть в 10 номер журнала «Знание-сила» за этот год, где главной его темой стала «Схватка за Африку».
Информацию подготовила библиотекарь отдела периодических изданий Н. М. Черных
- 70 просмотров