ИНТЕРЕСНОЕ В ПРЕССЕ. Космические университеты Юрия Гагарина

12.04.2024 | 126 просмотра(ов)

Сегодня, 12 апреля – День космонавтики, день первого в мире полёта в космос советского космонавта Юрия Алексеевича Гагарина!

В марте исполнилось 90 лет со дня рождения первого космонавта планеты. Его жизнь и достижения хорошо изучены, но многочисленные биографы представляют Гагарина публике прежде как народного героя, стремящегося к звёздам. Гораздо меньше внимания уделяется его научной деятельности, что объясняется секретностью долгое время окружавшей передовые разработки в области космонавтики, к которым он был причастен. В новое время, когда стали доступны архивные материалы, появилась возможность узнать больше о вкладах Гагарина в науку. Об этом читателям журнала «Наука и жизнь» рассказывает Антон Первушкин.

У Юрия Гагарина, родившегося 9 марта 1934 года в селе Клушино Гжатского района Смоленской области, было мало шансов получить полноценное высшее образование. Занятия в местной школе прервала война, а после войны семья переехала в разрушенный Гжатск, где школьников часто вместо уроков привлекали к уборке урожая, разбору завалов, строительству и озеленению улиц.

Мальчик помогал родителям по хозяйству, увлекался фотографированием, художественной самодеятельностью, много читал. Быстро, легко и надёжно усваивал материал. Ему нравились занятия в авиамодельном кружке. В автобиографической книге «Дорога в космос» он писал: «Мы сделали летающую модель самолёта, раздобыли бензиновый моторчик, установили его на фюзеляж, сделанный из камыша, казеиновым клеем прикрепили крылья. То-то радости было, когда эта модель взмыла в воздух и, набирая высоту, полетела, проворная как стрекоза!»

Гагарин получал пятёрки не только по математике и физике, но и по другим предметам. Но семья Гагариных бедствовала, денег на продолжение образования не было (в то время обучение в старших классах было платным), и летом 1949 года Юрий решил поступить в Люберецкое ремесленное училище №10 при Государственном заводе сельхозмашин имени А. В. Ухтомского на специальность литейшика-формовщика.

После окончания училища для повышения квалификации Гагарин отправился в Саратовский индустриальный техникум Главного управления трудовых резервов, где проучился до июня 1955 года. Юрий участвовал в работе физико-технического кружка, глубоко и серьёзно осваивал науки. Обучавшийся в техникуме Виктор Порохня вспоминал: «По многим вопросам в кружке зачастую вспыхивали споры, зачинщиком которых бывал Юра. Иногда он, чтобы доказать свою правоту, переворачивал сотни страниц научных книг, ставил опыты в пределах возможностей нашего кабинета физики. Конечно, чаще всего правым оказывался Николай Иванович, но ему нравились любознательность, целеустремлённость и упорство Гагарина, поэтому он именно Юрия рекомендовал избрать старостой нашего кружка. Вскоре в актовом зале состоялся вечер физики. Собрались здесь не только учащиеся техникума, но и студенты физико-математического факультета педагогического института. Перед этой аудиторией Юрий сделал доклад о К. Э. Циолковском и его учении о ракетных двигателях и межпланетных путешествиях».

В сентябре 1954 года Гагарин узнал, что можно подать заявку на отделение пилотов Саратовского аэроклуба ДОСАААФ. Этот шаг навсегда связал его жизнь с авиацией. В октябре 1955 года Гагарина направили в 1-ое Чкаловское военное авиационное училище лётчиков (ЧВАУЛ) имени К. Е. Ворошилова в Чкалове.

Иван Михеевич Полшков, командир полка боевого применения авиации, отметил: «Юрий Алексеевич действительно был увлечён авиацией. Кроме учебников по проходимому материалу, он постоянно изучал вырезки из газет, журналов, статей, освещающих теорию полёта и практическую аэродинамику…». Судя по воспоминаниям друзей, он собирался стать лётчиком-испытателем.

Осенью 1957 года Юрий закончил ЧВАУЛ по первому разряду, получил звание лейтенанта, диплом с отличием, квалификацию пилота-техника и направление в войсковую часть 769-го истребительного авиационного полка. Летом 1959 года там его нашли военные медики, которые проводили отбор в формирующийся отряд космонавтов. Гагарин, искавший новые пути для саморазвития, согласился на их предложение полетать на «ракетной технике».

В марте 1960 года сотрудники Особого конструкторского бюро №1 во главе с Сергеем Павловичем Королёвым стали читать им лекции по теории космического полёта и конструкции корабля «Восток». Всё тогда было впервые, поэтому лётчикам пришлось выступать в роли испытателей перспективной техники, невзирая на отсутствие соответствующих навыков. Когда наступил этап тренировок на макетах корабля, слушатели, работая с ними, давали рекомендации по улучшению эргономики кабины пилота, в которой им предстояло отправиться на орбиту. Так, они попросили поменять спинку кресла, поскольку она показалась слишком жёсткой; добавить съёмные светофильтры на иллюминаторы, чтобы солнечные лучи не слепили при вращении корабля в пространстве; окрасить приборную доску в серый цвет для контраста с приборами; ввести ручное управление в систему терморегулирования и так далее.

В марте 1961 года «Восток» был уже в целом подготовлен к полётам в пилотируемом варианте. Прибывшие на космодром будущие космонавты Юрий Гагарин и Герман Титов забирались в кабину корабля, который должен был вскоре отправиться в полёт и высказывали свои замечания. Они рекомендовали установить дополнительные поручни для облегчения изменения положения тела в кресле и разместить часы на видном месте. Это были рационализаторские предложения для конструкторов по усовершенствованию кабины.

12 апреля 1961 года на орбиту отправился Гагарин, а 6 августа – Титов. Для дальнейших запусков в космос встал вопрос о получении космонавтами высшего образования в Военно-воздушной инженерной академии (ВВИА) имени профессора Н. Е. Жуковского.

Космонавты поступали без экзаменов, имея за плечами лишь среднее образование разного качества, поэтому на начальных занятиях выявились серьёзные пробелы. Все, включая Гагарина, нахватали двоек. Но наши космонавты, несмотря на тяжёлый график и строгость преподавателей, смогли добиться больших успехов. Скидок никому не давали. Гагарин выбился в отличники раньше остальных, что вполне объяснимо: он всегда был настойчив в учёбе и благодаря отличной памяти привык схватывать новое на лету.

В академии сформировалась группа преподавателей, которые рассматривали работу с Гагариным и его товарищами как возможность принять участие в космической деятельности. Поэтому они с энтузиазмом взялись за создание методики обучения, помогающей осваивать традиционные дисциплины быстрее, чем принято по программе, и напрямую увязанной с практикой полётов на орбиту. Благодаря им появились новые учебники и пособия, объединяющие близкие теоретические курсы.

В октябре 1955 года встал вопрос о темах дипломных работ. Темы обсуждались с Гагариным, и он сразу заявил, что с предложенной лунной темой группа не справится. В конечном счёте, остановились на космоплане – орбитальном самолёте, стартующем на ракете-носителе. Перед войной Сергей Королёв пытался построить ракетный самолёт. Эскизные проработки проекта многоразового высокоманевренного крылатого орбитального корабля «КЛА» (Космический Летательный Аппарат) велись ещё до появления космонавтов в ВВИА. Каждый из космонавтов получил свой самостоятельный раздел, который тщательно увязывался со всеми остальными, таким образом, чтобы в совокупности все работы можно было рассматривать как техническое предложение по проекту нового космического корабля. Особое место занял Юрий Гагарин, так как именно он распределил дипломников по руководителям и лично провёл обсуждение темы с Сергеем Королёвым.

В работе была не изучена динамика посадки. Гагарин был против установки небольшого воздушно-реактивного двигателя, обеспечивающего посадку, и пошёл другим путём. На кафедре динамики полёта был смонтирован моделирующий стенд-тренажёр, включавший электронно-вычислительную машину МН-8, кресло лётчика с органами управления и регистрирующие приборы. Гагарин самостоятельно провёл на нём двести зачётных «посадок». Посадки совершались как в идеальных условиях, так и с учётом ветра и кривизны Земли, что позволило Гагарину обосновать отказ от дополнительного двигателя. Созданный тренажёр стал первым в стране пилотажным стендом.

17 февраля 1968 года Юрий Гагарин блестяще защитил работу «Исследования по аэродинамике и динамике полёта орбитального самолёта на этапе посадки». Он получил квалификацию лётчик-инженер-космонавт и диплом с отличием. Сбылась давняя мечта Юрия Алексеевича: он получил высшее инженерное образование с перспективой подняться до звания кандидата и, возможно, доктора технических наук. Все планы его разрушила внезапная смерть в авиакатастрофе.

25 марта 1968 года Юрий Гагарин утвердил вёрстку новой книги «Психология и космос», написанной в соавторстве с Владимиром Ивановичем Лебедевым.

Подробнее обо всём читайте в третьем номере журнала «Наука и жизнь» за 2024 год в отделе периодических изданий библиотеки.

Книга «Психология и космос», а также другие издания Юрия Гагарина есть в фонде нашей библиотеки.

Отдел периодических изданий приглашает также на выставку «Покоряя Вселенную» с журналами из фонда Национальной библиотеки – свидетелями и летописцами тех исторических событий, на страницах которых отражались все вехи покорения космических вершин. 

 

Информацию подготовила О. В. Аралова, ведущий библиотекарь отдела периодических изданий библиотеки

Русский