ИНТЕРЕСНОЕ В ПРЕССЕ. Кинул невод – вынул «неуд»!

17.06.2021 | 833 просмотра(ов)

Занимательную публикацию о трансформации школьных отметок от царизма до наших дней опубликовал на своих страницах журнал «Родина». Статью Сергея Борисова читайте в 5 номере издания за этот год.

Пятибалльная система оценок была введена в российских школах в 1835 году. Она действует в наших школах и сейчас. Но так было не всегда.

В постановлении, принятом в мае 1918 года за подписью народного комиссара просвещения А. В. Луначарского говорилось об отмене балльной системы в школьной практике и вводе всего двух словесных оценок успеваемости – «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Поскольку такая система оценок была слишком грубой и приблизительной, в повседневную практику некоторых школ стали вводить дополнения к абстрактному «удовлетворительно». В некоторых школах появилась «трёхвидовая» система оценок. За свои знания школьник мог получить оценку «вполне удовлетворительно». А кое-где учителя, опираясь на богатство русского языка, воссоздали практически четырёхбалльную систему оценок:

  •  «весьма удовлетворительно»
  •  «удовлетворительно»
  •  «едва удовлетворительно»
  •  «неудовлетворительно».

 Первый шаг к преодолению несоответствия между официальной системой оценок и реальными потребностями системы обучения был сделан в 1933 году, когда народный комиссариат просвещения установил следующую словесную систему оценок:

  •  неудовлетворительно
  • удовлетворительно
  • хорошо
  • очень хорошо.

Не успели учителя и ученики привыкнуть к новым отметкам, как 3 сентября 1935 года было принято новое постановление о введении в школах 5 степеней оценки успеваемости учащихся:

  • очень плохо
  • плохо
  • посредственно
  • хорошо
  • отлично.

Пока школьники осваивали мир словесных оценок при помощи игры слов («удочка», «удик», «неуд», «пос», «пёсик»…), Совет народных комиссаров РСФСР 10 января 1944 года постановил ввести пятибалльную систему успеваемости и поведения учащихся – 5, 4, 3, 2, 1. Школьники и учителя после четвертьвекового словесного оценочного сумбура 1918-1943 годов вернулись к действовавшей без малого столетие до революции пятибалльной цифровой системе.

«Двойки» и «единицы», как и до революции, вновь стали называть «парами» и «колами». Причём оценку «2» вскоре стали называть ещё и «гусём», а кое-где и «лебедем». Ну и кто же из нас в школьные годы не получал «трояки», они же «тройбаны», а в 60-е годы школьники «3» ещё могли назвать «трёшманкой».

Сейчас в Совете Федераций обсуждается вопрос об отмене за знания единицы, т.к. в современной школе роль самой низкой оценки играет двойка.

И теперь те, кто внимательно прочитал заметку до конца, смогут с уверенностью сказать, что знаменитая картина Ф. Решетникова «Опять двойка» написана после 1944 года, ну а если быть совсем точным в 1952 году.

 

 

Материал подготовила сотрудник отдела периодических изданий Н. М. Черных

Русский