«Русское искусство» – это журнал с большой историей. Первые его номера вышли в свет ещё в 1923 году. Журнал живёт и сегодня, становясь с каждым годом всё более востребованным. 100-летний юбилей первого выпуска, отмечаемый редакцией, авторами и читателями в 2023 году, служит тому прекрасным подтверждением.
Дарья Слеп во втором номере журнала за текущий год представила подробный обзор художественных периодических изданий, выходящих в двадцатые годы XX века в нашей стране. Напомним, что это был период активного формирования новой журналистики. Новообразованному государству необходимо было искусство, в полной мере отвечающее провозглашённой идеологии: служить делу социалистической революции, ориентироваться на трудовой народ. А значит, оно должно быть массовым, доступным и одновременно политизированным. В статьях критиков и художников происходила полемика, и главный из обсуждаемых вопросов – создание нового творческого метода без опоры на культуру прошлого. Однако многие не соглашались с таким подходом к данному вопросу. В частности нарком просвещения А. В. Луначарский считал, что «нет такого произведения истинного искусства, то есть произведения, действительно отражающего переживания человечества, которое могло бы быть выброшено из памяти и должно было бы рассматриваться как запретное для наследника всей старой культуры – трудового человека».
В этот период родилось много новых журналов, надолго вошедших в жизнь советского человека. Многие и сегодня на слуху, особенно у старшего поколения читателей: «Пионер», «Мурзилка», «Красная молодёжь» (будущий «Студенческий меридиан»), «Смена», «Знание – сила», «Юный натуралист», «Крокодил», «Огонёк», «Советский экран», «Роман-газета» и другие. А вот журналов, посвящённых исключительно вопросам искусства, в этот период почти не было.
Для идеологов Пролеткульта, с пренебрежением относившихся к художественному наследию, трибуной стал журнал «ЛЕФ». Особой популярностью пользовались тонкие журналы. В них печатались заметки о театре, кино и других культурно-массовых мероприятиях, отражавших идеи и чувства революционной России. Обзоры культурных событий, рецензии на выставки или художественно-критические статьи можно было встретить в таких журналах, как «Красная нива» и «Прожектор».
Сосредоточием имён многих талантливых писателей стали так называемые «толстые» журналы – «Красная новь», «Новый мир». Наиболее деятельным в освещении событий художественной жизни был журнал «Печать и революция». Приоритетом в нём пользовались критика и библиография, проблемы книгоиздательства и искусство полиграфии.
«Среди коллекционеров» – специализированное издание, ориентированное на собирателей предметов искусства и книголюбов, также выпускалось в те 20-е годы. Журнал имел свой постоянный круг читателей, а его популярности поспособствовала проводимая национализация музейных сокровищ. Большинство сотрудников журнала были работниками отделов по охране памятников культуры.
Автор статьи большую часть публикации посвятила нынешнему юбиляру – журналу «Русское искусство». Этот журнал представлял собой специализированное научно-просветительское издание, охватывающее не только область изобразительного искусства, но и музыку, и театр, и литературу. Журнал планировалось выпускать на русском, английском, французском и немецком языках. А миссия, отводящаяся ему тогда, заключалась в желании «пробить стену духовной блокады России и проложить мост над пропастью, разделяющей народы и страны». Важность этих слов, как мы видим, и сейчас остаётся актуальной.
Многие из перечисленных журналов имеются в нашей библиотеке в отделе периодических изданий, и у читателей всегда есть возможность взять их в руки и познакомиться с ними поближе.
Материал подготовила Н. М. Черных, ведущий библиотекарь отдела периодических изданий
- 532 просмотра