Лето – самое время поговорить о дачном отдыхе. Дача в сознании русского человека – это не просто домик в деревне и участок земли с садом и огородом. Это образ жизни, история которого насчитывает несколько веков, своеобразный культурный код российского общества. Об этом феномене со своими читателями делится газета «Аргументы и факты» (№23 за 2023 год).
А начинается история русских дач где-то с XIV века, когда московский князь Иван Калита обещал всем переселяющимся в его немноголюдное княжество «леготные дачи». Правда, в виду имелась буквально «раздача льгот». Но само слово прижилось, и потомок Калиты, Иван Грозный, уже раздавал дачи, понимая под ними в основном земельные участки в Подмосковье. Рюриковичей на русском престоле сменили Романовы, однако традиция не прервалась, а лишь дополнялась. Пётр Великий точно так же раздавал участки, но уже в окрестностях новой столицы. Именно тогда слово «дача» стало ассоциироваться с загородной усадьбой – участок плюс дом.
При Николае I окончательно слились понятия «летний отдых за городом» и «дача». Император, подарив супруге Александре Фёдоровне в 1821 году загородную резиденцию с недостроем, возвёл на месте руин дворец «Коттедж» и назвал всё это дело «Собственная Её Величества дача Александрия». И он же издал первый в отечественной истории «дачный закон», где регламентировалось буквально всё, включая заборы, домики и грядки.
Уже в конце 1820-х годов слово «дача» проникает в дворянский обиход. Скажем, Пушкин два своих неоконченных прозаических произведения начинает характерными фразами: «Гости съезжались на дачу» и «Мы проводили вечер на даче». А Карамзин в очерке «Записки старого московского жителя» показывает, что отдых в сельской местности потихоньку становился привычкой не только у дворян: «Мне случилось в одной подмосковной деревне видеть крестьянский сарай, обращённый в комнату с диванами; тут в хорошее время года живёт довольно богатый купец со своим семейством». Писатель Ксенофонт Полевой в очерке «Москва в середине 1840-х годов» констатирует: «До французов (т. е. до нашествия Наполеона в 1812 году) иметь дачу казалось недосягаемым блаженством богатства... Теперь, напротив, учители, чиновники, небогатые купцы – все имеют дачи или нанимают их на лето. Этот новый, прекрасный и здоровый обычай наделил окрестности Москвы множеством прекрасных загородных домов и домиков».
Освобождение крепостных в 1861 году только поспособствовало развитию дач – подмосковные крестьяне получили возможность заработать на москвичах, желающих отдохнуть за городом. К концу 1860-х случился настоящий дачный бум, подстёгнутый массовым строительством железных дорог, связавших города и пригороды. На рубеже XIX–XX веков дачная жизнь начинает оказывать серьёзное влияние на культурный фон империи. Известен феномен «дачных театров» – герой пьесы Чехова «Чайка» Треплев говорит об актрисе Нине Заречной: «Дебютировала она под Москвой, в дачном театре». Имеется в виду знаменитый театр в Малаховке, о котором неоднократно рассказывала мать Андрея Миронова актриса Мария Миронова: «Весь цвет интеллигенции московской селился на Казанской дороге. Летом центр культурной жизни перемещался из Москвы в Малаховку. Там пел Шаляпин, там начинала Раневская. И я там ребёнком прикоснулась к настоящему искусству. Можно сказать, я получила образование и воспитание в Малаховке».
Менее известно, что дачные посёлки стали колыбелью отечественного спорта. А ведь перемещение мяча ногами по зелёному полю отмечено ещё корреспонденцией журнала «Спорт» от 1902 года. Именно в дачных местах в период с 1900 по 1910 годы начинался наш большой футбол. Команды «Мамонтовка» и «Быково» оспаривали друг у друга первенство, команда «Новогиреево» со своей новой футбольной площадкой наступала им на пятки... А команда из дачного посёлка Томилино, что сейчас входит в городской округ Люберцы, гордилась тем, что её основатель, Александр Филиппов, наследник знаменитых московских булочников, представлял сборную Российской империи по футболу на Олимпийских играх 1912 года.
СССР принял «дачную эстафету» от Российской империи. И пронёс её с честью. Одна только «дача Сталина» как центр принятия решений, от которых зависит судьба планеты, чего стоит... Дачная традиция оказалась чуть ли не самой устойчивой реальностью нашей страны. И эта история ещё далека от завершения.
А как у них?
В Европе существует сельхозкооперация: участки земли, как правило, не очень большие, люди используют под выращивание урожая. Причём сажают то же самое, что и мы: огурцы, помидоры, тыкву, баклажаны, горох, а вот картофель – редко, если человек не живёт в деревне. Такие «дачные» товарищества могут быть даже в черте города. В отличие от наших дач туда не выезжают на лето, не приглашают друзей – задача таких участков чисто утилитарная.
В США ничего похожего на дачи нет, хотя жители частных домов организуют огороды, высаживают цветы, стригут газоны, жарят барбекю, словом, ведут себя, как мы на даче, с той только разницей, что живут в этих домах они круглогодично.
Информация подготовлена С. Д. Шакировой, заведующей отделом периодических изданий
- 428 просмотров