ИНТЕРЕСНОЕ В ПРЕССЕ. Чудо золотого шва

15.12.2023 | 363 просмотра(ов)

Что придумали японские мастера, чтобы угодить правителю, когда он разбил свою любимую чашку? Об этом на страницах журнала «Чудеса и приключения» (№ 11 за 2023 год) рассказывает Марина Тутаева.

В XV веке в Японии правил 8 сёгун Муромати Асикага Ёсимаса. Однажды случилась неприятность – во время чаепития он разбил свою любимую чашку, которая разлетелась на множество осколков.

Огорчённый сёгун отправил чашку в Китай к знаменитым мастерам, чтобы они восстановили его сокровище. С помощью металлических скрепок части соединили. В Китае в то время это был единственный способ реставрации разбитой керамики. Чашка, истыканная скрепками, сёгуну не понравилась. Его тонкая душа была возмущена подобными грубыми скрепками, которые лишили прекрасное изделие красоты и изящности.

Тогда сёгун обратился к своим местным японским мастерам. Приказ был жёстким – восстановить чашку так, чтобы получилось красиво и без всяких скрепок. От мастеров требовалось найти такой способ ремонта, который бы не портил изделие, а украшал и обновлял его. И способ был найден. Он получил название «золотая заплатка» или кинцуги. По изящному фарфору побежали извилистые и причудливые золотые змейки-швы. Осколки чашки были склеены специальным клеем, смешанным с порошкообразным золотом. Сёгун был в восторге. Чашка стала более красивой и интересной. Золотые швы придавали ей таинственность и оригинальность. С тех пор «искусство золотого шва», это ещё одно название кинцуги, получило популярность не только в Японии, но и в Китае, Корее и Вьетнаме. Сегодня оно известно и в Европе.

В искусстве кинцуги лежит не только ювелирная техника восстановления разбитой керамики, но и целая философия в духе Востока. Основой кинцуги является один из принципов «красоты по-японски» – саби. Саби – это прелесть потёртости, лёгкие следы прикосновения разных рук, это красота печати времени. Для японцев, чем явственнее на вещах видны следы возраста, тем они драгоценнее и красивее. Старая чашка, покрытая сеточкой крошечных трещин, прекраснее новой и блестящей вещи.

В нашей культуре битая посуда с трещинами не приветствуется. Её нужно немедленно выбрасывать, так как она забирает энергию у владельца и вредит ему. У японцев всё наоборот. Такая посуда уникальна и неповторима, потому что у неё есть своя история, «биография» или судьба.

В искусстве кинцуги видимый ремонт и починка рассматривается как неотъемлемая часть истории объекта. Золотые швы, которые подчёркивают все трещинки, сколы и несовершенства, символизируют хрупкость, силу и красоту. Мастера кинцуги утверждают, что медленный процесс нанесения лака сродни медитации. Всё, о чём думает мастер, впитывает в себя изделие, при этом судьба и энергия соединяются в единое целое.

Кинцуги похоже на чудо преображения, когда абсолютно неказистые и простенькие чашки становятся совершенно иными и более красивыми, они обретают новую жизнь. Жизнь человека можно рассматривать тоже как керамическое изделие, которое со временем стареет и покрывается трещинками, а бывает и разбивается на осколки. Кинцуги даёт надежду. Любой осколок можно склеить и дать ему новую жизнь, не менее увлекательную. Всё поправимо. Согласно философии кинцуги, предмет сохраняет свою красоту в тот момент, когда он сломался. Что-то сломанное или треснувшее, даже разлетевшееся на куски, – это не трагедия и не конец, а всего лишь ещё один шаг на более длинном и важном пути.

Кинцуги так же показывает нам, как любой недостаток или изъян можно преобразовать в красоту, возникающую при соединении разрушенного. Кинцуги помогает принять себя такими, какими мы становимся. Мы проживаем свою уникальную и ни на кого не похожую жизнь!

Подробнее об «искусстве золотого шва» и многом другом интересном читайте на страницах журнала «Чудеса и приключения» № 11 за 2023 год. Отдел периодических изданий всегда рад видеть вас своими читателями.

 

Информацию подготовила О. В. Аралова, ведущий библиотекарь отдела периодических изданий

Русский