Год педагога, объявленный в 2023 году в России Указом Президента, приурочен к 200-летию со дня рождения основоположника российской научной педагогики Константина Дмитриевича Ушинского (1823-1870).
«Альманах Ушинского» – специальный выпуск журнала «Народное образование» № 5 за 2023 год – посвящён 200-летию со дня рождения К. Д. Ушинского и 220-летию журнала «Народное образование» (до 1918 года «Журнал Министерства Народного Просвещения») – старейшего периодического педагогического издания в России.
Константин Дмитриевич Ушинский в своё время имел прямое отношение к изданию журнала – и как главный редактор, и как блистательный педагог.
Альманах рождался в партнёрстве с замечательными экспертами и авторами. В его создании участвовали семья К. Д. Ушинского, его альма-матер – МГУ имени М. В. Ломоносова – и Ярославский педагогический университет имени К. Д. Ушинского.
«Альманах Ушинского» состоит из 6 разделов:
- От издательского коллектива и партнёров. 220 лет «Народному образованию»
- Феномен Ушинского
- К. Д. Ушинский в «Журнале Министерства Народного Просвещения»
- Наследие
- Путь русской школы в «Народном образовании» от Ушинского до Кушнира
- «Народное образование» – смыслы и ценности
1803 год (год основания журнала) – время, о котором А. С. Пушкин сказал: «Дней Александровых прекрасное начало». В этот период Россия нуждалась в журнале-просветителе, его ждали сотни учителей, литераторов, учёных. К 1803 году в России уже сложилась культура Просвещения, связанная с именами Петра Великого, Екатерины Великой, Ломоносова, Татищева, Сумарокова, Фонвизина, Державина, Кулибина, Суворова. Именно «Журнал Министерства Народного Просвещения» открыл для читателей лучшие образцы педагогического наследия великого полководца. Имена великих представителей многообразной российской культуры, связанных с журналом, их судьбы, их портреты прошли перед читателями этого издания. Основателями журнала стали Александр I – внук Екатерины Великой, Пётр Васильевич Завадовский – первый министр народного просвещения Российской империи.
Историк Л. Н. Модзалевский, друг и соратник Ушинского, писал: «К. Д. Ушинский – наш действительно народный педагог, точно так же, как М. В. Ломоносов – наш первый народный учёный, А. В. Суворов – наш народный полководец, А. С. Пушкин – наш народный поэт, М. И. Глинка – наш народный композитор».
Труды Ушинского – серьёзный и выдающийся вклад в саму педагогику как науку, в педагогическую практику и в психологию. К. Д. Ушинский – отец педагогической антропологии. Он заложил фундамент всей русской педагогики (и не только), и на этом фундаменте выстроены здания самых разнообразных научно-педагогических школ: Н. А. Корфа, В. П. Вахтёрова, В. И. Водовозова, В. Я. Стоюнина, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта, В. П. Острогорского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили, В. А. Караковского. В стороне не остались национальные школы Грузии, Армении, Казахстана. Впитывали педагогические идеи К. Д. Ушинского также Болгария и Чехия.
Человек – вот цель всякого образования. Профессионалы нужны всегда: нужны миру, нужны стране, нужны обществу. Но всегда и в первую очередь нужны люди – нужны друг для друга. А значит, профессионалы обязаны быть людьми. Мысль о человеке как цели образования важна и для нашего времени, когда показательные мероприятия становятся выше человека, когда важен результат ЕГЭ, а не сам человек, когда необходимы «квалифицированные потребители» или компетентная прислуга. И как напоминание для нас звучит утверждение К. Д. Ушинского о том, что «всякая школа прежде всего должна показать человеку то, что в нём есть самого драгоценного, дать ему возможность познать, что человек есть частица Бессмертного и живой орган мирового духовного развития».
Одна из рубрик журнала называется «От К. Д. Ушинского до А. М. Кушнира». К. Д. Ушинский написал классический учебник для начальной школы – «Родное слово». В «Журнале Министерства Народного Просвещения» (сейчас журнал «Народное образование») была напечатана статья «Родное слово» с рекомендациями по преподаванию и организации учебного процесса. Учебник переиздавался 187 раз и до сих пор используется в начальной школе. Он заложил основы русской педагогики, в которой родной язык понимается как органичный продукт многовековой духовной жизни народа, как величайший наставник каждого школьника. К. Д. Ушинский, будучи главным редактором «Журнала Министерства Народного Просвещения», превратил его из скучного свода правил и указаний в полезный и нужный педагогическому сообществу инструмент. В свою очередь, А. М. Кушнир написал пособия для учителей «Азбука чтения» и «Педагогика грамотности», в которых заложены принципы любви к родному языку и чтению как важнейшим источникам развития личности. Эти работы также были опубликованы на страницах журнала «Народное образование». По методике обучения чтению и русскому языку А. М. Кушнира и сегодня работают школы в разных российских регионах. А. М. Кушнир был главным редактором «Народного образования» в 1996-2021 годах.
Этот уникальный номер журнала «Народное образование» создан авторами с искренним желанием донести до нас с вами впечатляющую историю развития народного просвещения, достижения педагогической мысли, поддержать и осветить актуальные педагогические исследования.
Ждём вас в отделе периодических изданий библиотеки.
Материал подготовила О. В. Аралова, библиотекарь отдела периодических изданий
- 356 просмотров