Когда 28-летний Батюшков вернулся с войны против Наполеона (а это была уже его третья военная кампания), он чувствовал себя стариком. Два года войны молодой поэт приравнивал к двум векам. Он был растерян, погружён в себя и не испытывал никакой радости от взятого Парижа. Сознание исполненного перед Отечеством долга тоже не особо утешало его.
Батюшков остался равнодушен и к празднику в честь победы. А ведь на этом празднестве исполнялось песнопение Бортнянского на его стихи. И, когда государыня Елизавета Алексеевна, супруга Александра I, прислала поэту бриллиантовый перстень в награду за исполненную ораторию, тот его не надел, а отослал сестре Вареньке.
Батюшков, человек очень чувствительный, ранимый, то, что называется «человек без кожи», непосредственно участвовавший в боях, не мог разделить всеобщего ликования и даже счёл его кощунством: столько жертв, столько горя, столько сирот… Чему тут радоваться…
Бравурные вирши стихотворцев, отсидевшихся в тылу, вызывали у него отвращение. Война давно стала для него абсолютным злом. И всякое «украшение этого зла бантиками» было ему отвратительно.
В своем дневнике Батюшков с горечью пишет: «Простой ратник, я видел падение Москвы, видел войну 1812, 1813 и 1814-го, видел и читал газеты. СКОЛЬКО ЛЖИ!»
Последние два слова он выделил прописными буквами.
А ещё ему было больно оттого, что после всех несчастий, причиненных французскими оккупантами, Наполеон по-прежнему остается кумиром дворянской молодежи. Этот тиран отнюдь не повержен в русских умах. Ему поклоняются, его бюсты и портреты украшают кабинеты дворян (смотри, например, описание кабинета Онегина). «Мы ходим по развалинам и между гробов. А Наполеон живёт, и этот изверг, подлец дышит воздухом…» (из письма П.А. Вяземскому).
Батюшков никак не мог найти себя в мирной жизни. Бедность, долги, заложенное в ломбард родовое имение… Его мысли, его душа все ещё были на войне, рядом с погибшими товарищами. Он пишет элегию «Тень друга» памяти Ивана Петина, павшего в «битве народов» под Лейпцигом.
Это стихотворение-реквием тронуло читающую Россию до глубины души. Строки огромной эмоциональной силы были посвящены не великому полководцу, а простому русскому офицеру.
Появление этого стихотворения в «Вестнике Европы» стало моментом истины для наиболее восприимчивой и совестливой части русского дворянства. Пришло понимание ценности жизни «простого человека». Раньше смерть на поле боя считалось печальной, но рутинной жертвой, неразличимой среди тысяч других смертей. А теперь, впервые в русской литературе, гибель одного человека стала осмысляться как утрата целой вселенной, как потрясение всего мироздания.
Подробнее о трагической судьбе замечательного русского поэта Константина Батюшкова, который «писал, как жил, и жил, как писал», то есть очень искренне и без натужного пафоса, читайте по ссылке
Материал подготовила главный библиотекарь Центра чтения Нагибнева И.Н.
На фото:
- Поэт К.Н. Батюшков, участник трех военных кампаний.
- Памятник Батюшкову в Вологде. Скульптор Вячеслав Клыков.
- К.Н. Батюшков, поэт, который «писал, как жил, и жил, как писал».
- Портрет К.Н. Батюшкова. Художник Н.И. Уткин.
- Ценители классической поэзии, абоненты Центра чтения индивидуальный предприниматель Екатерина Михайловна Уржумцева и ученик 3 класса Роман Уржумцев.
- 860 просмотров