В бурятском фольклоре, как и в фольклоре других народов мира, бытуют такие жанры, как сказки, легенды и предания. Но особое место занимает героический эпос. Героические сказания бурят называют улигерами. По своей форме это большие стихотворные эпопеи, средний объем которых составляет от 2 до 5 тысяч, а более крупных – от 9 до 20 тысяч и более стихов. Улигеры представляют собой вершину устной поэзии народа.
В этих замечательных произведениях устного народного творчества ярко выражены черты национального характера, традиции бурят, воспеты их лучшие качества: верность долгу, любовь к родной земле, бесстрашие и мужество в борьбе.
Вершиной устной поэзии бурят является героический эпос «Гэсэр». Эпос «Гэсэр» зародился в глубокой древности, когда предки бурят жили на огромных просторах Восточной Сибири и занимались охотой, рыбной ловлей и скотоводством. Это эпическое сказание в стихах о богатыре, защитнике простых людей, искоренителе зла на земле. Создателями и исполнителями этого эпоса являлись выходцы из простого народа.
Этот эпос считают своим не только буряты, но и многие другие народы Центральной Азии. Эпос распространен у тибетцев, монголов, тувинцев, алтайцев, калмыков, северотибетских уйгуров. Абай Гэсэр стал символом центральноазиатской общности различных культур и традиций.
Но стихотворная Гэсэриада у бурят, по сравнению с прозаической монгольской, глубоко самобытна, так как раскрывает этические и эстетические взгляды народа посредством образной системы бурятского эпического творчества. В них гораздо больше подробностей, деталей, эпизодов и сюжетов, чем у монголов, так как для эпической традиции бурят характерно разрастание сюжетной ткани повествования. Описания борьбы, поединков с чудовищами, состязания женихов, эпические формулы, запевы характерны для всего героического эпоса бурят.
Характер эпопеи "Абай Гэсэр" определяет идея борьбы за добро против всякого зла; выражается глубокая вера в победу добра над злом. Идея торжества добра - ведущая идея в бурятской Гэсэриаде. Это огромное эпическое полотно, события в котором развиваются на фоне всей Вселенной, охватывая небо, землю и подводный мир. В эпосе наблюдается усиление мотивов, воплощающих тему богатырской героики, борьбы с врагами-насильниками и чудовищами, губящими людей. Сказание о Гэсэре является наивысшим развитием бурятского героического эпоса, вобравшим всю традиционную систему эпического творчества бурят.
Образ Гэсэра воплощает в себе традиционные черты героев бурятских эпических сказаний. В нем воплощен народный идеал героя, борца за счастье людей, поэтому он является одним из самых любимых героев бурятского эпоса.
В России первые сведения о «Гэсэре» опубликованы в 1776 году П.С. Паласом. В 1906 году Ц. Жамцарано осуществил полную запись «Гэсэра» от сказателя М. Имегенова. Эта запись представляет большую научную значимость.
В Зале национальных литератур Национальной библиотеки им. С.Г. Чавайна можно прочитать отрывки из четвертой главы эпоса, в которых рассказывается о сражении Гэсэра с чудовищем Гал Нурманом.
Антология бурятской поэзии / Сост. Дугарнимаев Ц. А., Жалсараев Д.З. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1956.- 400 с.
- 5469 просмотров