Общая деградация современного общества прямым образом коснулась сферы воспитания детей. Как вернуть школьному воспитанию здравый смысл? Какие инструменты и практики необходимы для того, чтобы подготовить специалистов по воспитательной работе? На эти масштабные вопросы помогут ответить издания, представленные на выставке «Воспитывать… Зачем? Что? Как?». Предлагаем вашему вниманию краткий обзор некоторых книг, представленных на ней.
Воспитание сегодня по-прежнему понимается очень по-советски, как синтез дисциплины, догмы, морали – и параллельное создание площадок для взаимодействия с детьми, где правила и занятия придумываются взрослыми, да ещё и долго согласовываются с другими взрослыми. Книга Надежды Щурковой «Система достойного воспитания» отражает иной, совершающийся на наших глазах переворот в педагогических взглядах на процесс воспитания и предлагает новые принципиальные решения многих воспитательных проблем. Автор определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребёнка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нём и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. В книге в качестве элементов системы воспитания большое внимание уделяется игре и педагогическому тренингу. Отдельная глава посвящена системе пенитенциарного воспитания несовершеннолетних. Надежда Щуркова, как учёный-педагог, знакомит с современными методиками в системе нового воспитания, рядом практических рекомендаций для непосредственной реализации их в практике воспитания.
Представленное методическое пособие будет интересно школьным педагогам, воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования, организаторам образовательных структур, родителям – словом, тем, кто работает с детьми.
В современных условиях самым востребованным институтом воспитания детей всё же остаётся семейное воспитание. Учебное пособие «Семейная педагогика и домашнее воспитание», являющееся коллективным трудом учёных-педагогов, призвано восполнить дефицит литературы по воспитанию будущих родителей. Темы, затронутые в пособии, актуальны и злободневны. Это и анализ нормативно-законодательных актов семейного регулирования, и описание семьи на разных этапах её становления, и характеристика формирования семьи и супружеских отношений, и основы воспитания детей в разных типах семей. Новизну книге придают такие разделы, как «Семья и брак у народов с разным вероисповеданием», «Методы повышения педагогической культуры родителей», «Технология эффективного взаимодействия детей и родителей в семье». Наиболее актуальным является раздел «Подросток в семье: проблемы взаимодействия с родителями и пути их решения», так как он содержит проблемы большинства семей, где растёт и формируется подросток. Пособие будет полезно для всех категорий педагогических специалистов и родителей, так как в нём можно будет найти материал, необходимый для работы над формированием родительского сознания ответственности за воспитание детей.
Смена общественно-политической формации в России определила ряд социально-экономических изменений, в результате которых сформировались новые социальные заказы. Появилась потребность в специалистах новых профессий: менеджер, программист, маркетолог, гувернёр и других. В свою очередь это требует более пристального изучения вопросов становления и развития данных профессий. Книга доктора педагогических наук Т. В. Тимохиной «Гувернёрство» является вкладом в развитие подобного направления педагогики. Издание представляет собой ознакомительный курс с историей гувернёрства в России и основными направлениями его развития. Изучение гувернёрской деятельности в современной ретроспективе позволяет эффективно организовать личностно-ориентированное образование, правильно выбрать индивидуальный образовательный маршрут каждого обучающегося. Пособие интересно тем, что в нём дан анализ гувернёрства как педагогической деятельности; разработана авторская концепция воспитания и обучения дошкольников в условиях семьи; обоснована возможность образования дошкольников в условиях семьи; выявлены условия современного гувернёрского образования; разработана методика обучения ребёнка дошкольного возраста в домашней обстановке. Представленные в книге материалы могут быть использованы широким кругом педагогических работников: воспитателями, учителями, психологами, а также родителями детей, желающими дать дошкольное образование самостоятельно в условиях семьи.
«Воспитание детей в духе миролюбия в традициях народной педагогики» О. В. Коротких ещё одно издание, на котором хотелось бы остановиться подробнее. Нестабильность в области межнациональных отношений, необходимость гуманизации педагогического процесса в образовательных учреждениях актуализировали задачу приобщения младших школьников к общечеловеческим ценностям, накопления позитивного опыта межнационального общения, воспитания у детей взаимной терпимости, благожелательного отношения друг к другу, чувства товарищества, миролюбия. Современная жизнь далеко не всегда благоприятна для решения этих педагогических задач. В современном мире детям предлагаются военизированные игрушки и компьютерные игры. Противостоять влиянию негативных факторов можно при использования опыта традиционной народной культуры, которая продолжает жить в памятниках фольклора, традиционных народных играх, моральном и религиозном сознании.
К книге рассматривается историческое развитие идеи миролюбия в педагогике, анализируются социальные и культурные факторы зарождения и развития традиции воспитания миролюбия, представлены основные средства воспитания миролюбия в народной педагогике – культуры труда и праздника, детской игры и народной игрушки, устного народного творчества.
Эти и другие книги по воспитанию подрастающего поколения ждут мудрых родителей и заинтересованных педагогов на выставке в период проведения декады педагогической литературы с 20 по 30 августа 2022 года.
Полезного, приятного и своевременного чтения!
Материал подготовлен гл. библиотекарем отдела социально-экономической литературы М. Н. Шибанаевой
- 915 просмотров