ДЕКАДА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Великие тифлопедагоги. Борис Игнатьевич Коваленко. К 135-летию со дня рождения.

21.08.2025 | 44 просмотра(ов)

В этом году исполняется 135 лет основателю отечественной тифлопедагогики, доктору педагогических наук, профессору – Борису Игнатьевичу Коваленко (1890–1969). Он родился в городе Свенцяны Виленской губернии в семье акцизного чиновника и учительницы французского языка. Семья часто переезжала из-за переводов отца на службе, мать занималась домашним хозяйством. После учёбы в гимназии г. Вильно, которую Борис окончил с медалью, Коваленко поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1908 г.). За отличную успеваемость он получал стипендию, но чтобы помогать семье, студент совмещал учёбу с работой воспитателя в колонии для несовершеннолетних правонарушителей. Этой теме Коваленко посвятил и свою дипломную работу, которая была удостоена диплома I степени. После окончания университета Коваленко был направлен воспитателем в колонию для несовершеннолетних в Вилейке недалеко от Минска.

В 1913 г. Борис Игнатьевич женился на Нине Владимировне Крестьяновой, с которой был знаком ещё со студенческих лет, когда она училась на юридическом отделении Бестужевских курсов. После их окончания Нина Владимировна приехала с мужем в Вилейку, а затем решила учиться на доктора в Москве. Во время Первой мировой войны супруги эвакуировались в Петроград. Там они стали преподавать в кружках по ликвидации неграмотности среди населения. В 1916 г. у молодых супругов родилась дочь Нина, ставшая впоследствии известным тифлопедагогом.

Борис Игнатьевич довольно рано стал терять зрение. Потеря зрения воспринималась им особенно тяжело – «дамоклов меч над моей головой», говорил он впоследствии. Коваленко был направлен на медкомиссию в Николаевский военный госпиталь, где в начале 1917 г. его признали полностью негодным к военной службе. А в 1921 г. Коваленко перенёс эндемический возвратный тиф, в результате которого у него резко снизилась острота зрения.

В 1917-1924 гг. семья жила в Ельне, где Борис Игнатьевич организовал и возглавлял комиссию по делам несовершеннолетних. Затем семья перебралась в деревню Сельцо (ныне Починковский район Смоленской области), где Борис Игнатьевич стал преподавать. Дипломированный юрист превратился в настоящего сельского учителя. Среди его учеников был А. Т. Твардовский. Через много лет Александр Трифонович назовет Бориса Игнатьевича своим любимым учителем и подарит ему свою корректуру поэмы «За далью даль».

В 1924 г. Борис Игнатьевич с семьёй переехал в Смоленск. Он совмещал преподавание в Смоленском педагогическом техникуме с работой школьного инструктора в Единой трудовой школе 2-й ступени. Преподавать приходилось разные предметы: историю, литературу, теорию словесности и даже физику. Вечерами он выступал перед населением с публичными лекциями на политические, научно-популярные, агрономические и культурно-просветительные темы.

В Смоленском губернском отделе народного образования Б. И. Коваленко предложили возглавить школу слепых, но он сначала отказался. Однако по настоянию жены принял предложение и решил специализироваться в области тифлопедагогики. Так начался новый для Бориса Игнатьевича жизненный этап – работа в качестве тифлопедагога. В школе для слепых Борис Игнатьевич столкнулся с рядом дисциплинарных нарушений: ученики прогуливали занятия, некоторые занимались попрошайничеством, были установлены случаи воровства и пьянства. Ребята были предоставлены сами себе, а в классы приходили по желанию. Для дальнейшего развития школы Коваленко начал большую работу по организации школьного коллектива, повышению квалификации учителей, улучшению материальной базы. Вместе с коллективом учителей совершенствовался и учебный процесс, поднимался уровень воспитательной работы. Коваленко понимал, что главная трудность для незрячих – это пространственная ориентировка. Следовательно, для наглядности необходимы показы натуральных предметов и рельефных изображений явлений, которые должны сопровождаться комментариями и экскурсиями. Например, летом учащихся вывозили в Крым, где они ходили на экскурсии и в походы по ближайшим окрестностям. Под руководством Бориса Игнатьевича за несколько лет школа стала одной из лучших в стране.

Сам Борис Игнатьевич усиленно занимался самообразованием, изучал отечественную и зарубежную литературу, посвящённую работе с незрячими. Одновременно с работой в школе Коваленко начинает заниматься исследовательской работой. Большое влияние на формирование взглядов Коваленко о современных задачах дефектологии оказало выступление Льва Семеновича Выготского на 2-м съезде Социально-правовой охраны несовершеннолетних (1924 г.). В 1928 г. Борис Игнатьевич Коваленко стал читать курс лекций во Втором Московском государственном университете. К этому времени у него был накоплен большой практический опыт работы и опубликованы научные труды, среди которых – «Основы предметной методики в работе со слепыми», «Опыт совместного обучения слепых и зрячих».

В 1929 г. его пригласили в Ленинградский государственный педагогический институт имени А. И. Герцена (ЛПГИ), где на дефектологическом факультете освободилось место профессора. Придя на факультет, Борис Игнатьевич Коваленко организовал в институте кафедру тифлопедагогики. При дефектологическом факультете ЛПГИ открывается вечернее отделение, что способствует улучшению кадрового состава школ для незрячих. Борис Игнатьевич принимает на тифлоотделение незрячих студентов, добивается выдачи им повышенной стипендии (для оплаты чтеца) и по окончании учёбы направления на работу. Опубликована большая научная работа Бориса Игнатьевича Коваленко – «Методика русского языка в школе слепых». В этой книге подробно изложены методы и приёмы обучения слепых детей грамоте с учётом специфики восприятия рельефно-точечного шрифта. В 1934 г. выходит книга «Особенности обучения математике в школе слепых». Представляет интерес предложенная Коваленко система арифметических ящиков, в которой за единицу принят 1 см³. В 1934-1957 гг. Борис Игнатьевич также являлся деканом дефектологического факультета ЛГПИ. Коваленко открыл доступ к обучению незрячих и организовал условия для их обучения. Его деятельность в ЛГПИ продолжалась до 1964 года.

В 1938 г. Б. И. Коваленко была присвоена учёная степень доктора педагогических наук по совокупности научных достижений. Коваленко по праву можно назвать одним из основоположников отечественной тифлопедагогики. Кафедре тифлопедагогики талантливый педагог посвятил 28 лет. Учёный со своими сотрудниками теоретически обосновал и на практике апробировал пути развития советской тифлологии. В период Советско-финляндской войны в 1939 г. Коваленко возглавил работу с ослепшими военнослужащими. Знакомство с ранеными начиналось в госпитале, когда становилось ясно, что зрение не может быть восстановлено. Вместе с группой учителей Б. И. Коваленко занимался подготовкой к трудовой деятельности военных, утративших зрение, с последующим их трудоустройством. В 1940 г. по инициативе и при активном участии Б. И. Коваленко были открыты Курсы подготовки военноослепших к интеллектуальному труду и к поступлению в вузы.

В августе 1941 г. Курсы были эвакуированы на Урал. Коваленко был назначен консультантом военно-врачебной комиссии Уральского военного округа по делам помощи военноослепшим. После беседы с ними Борис Игнатьевич ставил подопечных на учёт, и определял на Курсы по подготовке поступления в Пермский педагогический институт. Те, кто хотел работать на производстве, – а таких было много, – уже в госпиталях посещали кабинеты трудотерапии. Эти кабинеты были организованы пермскими номерными заводами, куда военноослепших обычно направляли сразу после выписки. На производстве устраивали специализированные участки, обустроенные для работы незрячих. Надо отметить, что Пермский педагогический институт стал единственным в СССР вузом, где было организовано обучение военных, потерявших зрение.

В 1944 г. Коваленко становится членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР. Его вызывают в Москву и назначают заведующим отделом тифлопедагогики Института дефектологии АПН, а затем кафедрой тифлопедагогики в Пединституте имени В. И. Ленина. В 1946 г. Борис Игнатьевич вернулся в Ленинград и продолжил руководить факультетом дефектологии и кафедрой тифлопедагогики. Коваленко награждён орденами Трудового Красного Знамени, Знаком Почета, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». А к 30-летнему юбилею ЛГПИ он был награждён знаком «Отличник народного просвещения РСФСР» и грамотой Ленсовета.

Коваленко принимал активное участие в решении вопросов обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей. Борис Игнатьевич считал обязательным создание специальных школ для слабовидящих детей. Одним из первых поднял вопрос о преобразовании начальных школ для слепых в семилетние. По инициативе Б. И. Коваленко в Смоленске был осуществлён эксперимент по организации совместного обучения и воспитания слепых и зрячих, начиная с детского сада и затем с 5 класса школы. Он открыл доступ к обучению на дефектологическом факультете людей, лишённых зрения.

В 1950-е гг. окончательно сложилась научная школа Б. И. Коваленко, у которого было много учеников и последователей. Профессор Коваленко провёл огромную работу и по созданию основ тифлопедагогики. Им написано 55 научных работ, посвящённых теории обучения слепых и слабовидящих, взаимосвязи речи и конкретных представлений у незрячих. Тифлопедагогика русского языка и арифметики, краткопись и математическая запись, трудовая и политехническая подготовка слепых детей – всё это нашло отражение в таких работах учёного как «Краткое руководство по совместному обучению слепых и зрячих»(1930), «Возвращение слепых к трудовой жизни» (1946), «Трудовая подготовка в школах для слепых» (1947), «Основы тифлопедагогики» (1962). Он автор 135 публикаций, посвящённых проблемам обучения слепых детей и взрослых. Под его руководством защищено 7 кандидатских диссертаций по тифлопедагогике.

 

Литература

  • Коваленко Борис Игнатьевич // Сто знаменитых дефектологов: к 100-летию Института коррекционной педагогики : биогр. слов. / отв. ред. М. А. Тимофеев. – Москва : ИНФРА-М, 2023. – С. 108-111.    № б502584 с
  • Коваленко, Б. И. Методические указания к пособию «Как учиться работать без зрения» / Б. И. Коваленко. – Москва : Учпедгиз, 1946. – 56 с.       № б161713 к/х
  • Коваленко, Б. И. Тифлопедагогика. Вып. 1. Основы тифлопедагогики и тифлодидактики / Б. И. Коваленко, Н. Б. Коваленко ; Акад. пед. наук РСФСР. – Москва : Педагогика, 1962. – 415 с.: ил.       № а2968 к/х
  • Коваленко, Б. И. Тифлопедагогика. Вып. 2. Методы учебной работы на уроке в школах для слепых и слабовидящих детей / Б. И. Коваленко, Н. Б. Коваленко, Н. И. Куличева. – Москва : Педагогика, 1975. – 247 с.: ил.          № 921296 к/х
  • Коваленко, Б. И. Тифлопедагогика. Вып. 3. Формы учебной работы в школах для слепых и слабовидящих детей / Б. И. Коваленко, Н. Б. Коваленко, Н. И. Куличева. – Москва : Педагогика, 1975. – 120 с.                   № 921285 к/х
  • Коваленко, Б. И. Тифлопедагогика. Вып. 4. Методы и формы организации учебно-воспитательной работы в школах для слепых и слабовидящих детей за рубежом / Б. И. Коваленко, Н. Б. Коваленко, Н. И. Куличева. – Москва : Педагогика, 1975. – 200 с.   № 917176 к/х

 

Материал подготовлен главным библиографом информационно-библиографического отдела Горбуновой С. Г.

Русский